Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7829]
- Аналитика [7278]
- Разное [2991]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 12
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2017 » Май » 10 » Елена Гостева: «Я влюбилась в Николая I»
    21:19
    Елена Гостева: «Я влюбилась в Николая I»

    Елена Гостева (Храпова) – югорский журналист, поэт, писатель… Мы живем в одном городе, общаемся, как это принято в журналистской среде, по имени и на «ты». О том, что Елена издала роман (настоящий роман!) я узнала случайно: встретились на одном из мероприятий и коллега пригласила на презентацию своей новой книги. Написать книгу и издать ее – это колоссальный труд. Человек, способный с ним справиться, как минимум, вызывает интерес. На презентации я купила прекрасное издание в твердой обложке, объемом больше 600 страниц. Пришла домой, начала читать и неожиданно для себя с первых строк увлеклась сюжетом, детальными описаниями давно ушедшей эпохи, характерами и судьбами героев… «Стрекозка Горгона» перенесла меня из Мегиона 21 века в совершенно другую реальность. Откуда это? Как у неё это получилось? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с Еленой.

    Хочу закрыться на сто замков

    - Лена, говорят, что писателем должен становиться только тот, кто не может не писать. Когда ты поняла, что не можешь не писать?

    - Я примерно так в третьем классе решила, что буду писателем. Да, не шучу. Я всегда в голове своей прокручивала разные сюжеты, «рождала» каких-нибудь героев, проживала их жизни. В детстве сочиняла то ли роман, то ли повесть о Гражданской войне, позже пыталась моих героев впихивать в другие исторические эпохи. Какой период истории изучала, там они и совершали свои подвиги. Но не записывала ничего, это осталось лишь в фантазиях.

    В юности очень критично оценивала современную литературу. Очень многое не нравилось. Казалось, что авторы берутся за перо, не зная ни жизни, ни психологии людей – ничего! Потому и герои рассказов, повестей получаются искусственными, неживыми, а поступки – нелогичными, ничем не оправданными. Чтобы мои произведения не казались фальшивыми, я решила, что надо сначала изучить жизнь и только потом браться за литературу. Вот и выполняла юношеские планы: изучала людей, саму жизнь, испытывала на себе все её прелести и сложности. Вышла замуж, приехала в Мегион, родила троих детей, потом развелась... И лишь после развода ощутила, что стала способной писать не только стихи, а и кое-что более серьёзное. Но... троих детей нужно было ставить на ноги, приходилось зарабатывать деньги. Журналистика мне нравится, и  всё же – это не то, чего жаждет душа, это слишком суматошливая профессия, с творчеством её сложно совмещать. Зато журналист за свою вечную беготню ежемесячно получает зарплату, а писатель – ничего, кроме «морального удовлетворения».

    Я позволила себе уволиться из журнала «Югра» только тогда, когда мои дети сами стали зарабатывать. Написала первую книгу, издала её на свои деньги. Потратилась на это крепко, потому  пришлось снова выходить на работу, сейчас в «Мегионские новости». Хочу немного пополнить личный бюджет, чтобы потом снова закрыться дома на сто замков и писать.

    - Ты помнишь обстоятельства, при которых появился замысел романа?

    - Замысел появился точно не благодаря обстоятельствам. Мне обстоятельства чаще мешают, а не подталкивают к действиям. Роман – это ж не стихи, которые рождаются моментально, выплеснутся на бумагу почти в готовом виде и больше не мучают автора.  Создание романа - это длительный процесс, мало связанный с тем, что происходит в реальной действительности. Это продолжается не один год… Желательно, чтобы в это время автор имел возможность работать только над романом, не забивая голову никакими другими темами. Когда я, так сказать, «сидела дома», роман продвигался, а вышла на работу  – книга отложена в сторону, продолжение не пишется.

    Куда делать могучая держава?

    - Почему именно историческая тема и именно первый период 19 века? Вообще, откуда интерес к истории и глубокое знание исторических фактов? 

    - В девяностые годы у многих людей проснулся интерес к изучению истории. Хотелось понять, как, по каким причинам великая держава под названием СССР могла развалиться. Окунувшись в историю, выяснили, что и Российская империя тоже была великой державой, и тоже развались...

    В настоящее время появилось до невозможного много лже-историков, которые перевирают всё по-страшному.  Я училась на историческом факультете, правда, закончила только 3 курса, экзамены за четвёртый сдавать не стала из-за материальных трудностей, но всё же работать с историческими источниками научилась и могу отличить выдуманную историю от подлинной.

    Можно сказать, что, изучая 19-й век, я почти влюбилась в императора Николая I. В советской литературе и истории он был представлен жутким тираном, очень ограниченным человеком. Начала изучать документы его эпохи и выяснила, что всё наоборот. Это был почти самый образованный человек своего времени, в отличие от своих старших братьев – настоящий трудоголик, хороший семьянин. Неустанно работал и работал. Но увы, империей управлял «в  ручном режиме». Многие дворяне, занимавшие высокие посты, были донельзя ленивы, разбаловались в екатерининскую и александровскую эпохи. Там, где появлялся император, дело двигалось неплохо, где никто не ожидал его приезда – лишь развлекались на балах, а деньги казённые тратили на личные нужды.   

    Нам говорили, что Николай I организовал «травлю» Пушкина. Все наоборот, император очень ценил поэта. И сам Пушкин уважал Николая Павловича, хотя о его старшем брате Александре I писал уничижительные стихи. Звание «камер-юнкер», которое получил Пушкин, в табеле о рангах равнялось статскому советнику, то есть чину V класса, который предшествовал генеральскому. Пушкин до этого числился чиновником 11 класса и вдруг стал статским советником, перепрыгнул в V класс по решению императора – это же мечта дворян. А ворчал он из-за присвоения сего чина лишь потому, что это обязывало его бывать при дворе, то есть отнимало много времени, а вовсе не потому, что носить звание камер-юнкера было унизительно.

    article_25009524_1210843677_vladimir_pervuninskiy_pod_zvuki_val_sa.jpg

    - Однако, Пушкина не стали хоронить в столице…

    - Да, в школе нам рассказывали, что тело Пушкина тайно ночью вывезли, и «гроб скакал по ухабам». Дело в том, что в России был закон, запрещающий отпевать и хоронить дуэлянтов по-христиански – их приравнивали к самоубийцам. Надо было хоронить как преступника - это же позор! Родные тех, кто погибал на дуэли, изощрялись всякими способами: давали взятки, доказывали, что человек погиб случайно, умер… Лишь бы священник согласился отпеть и дал разрешение погибшего хоронить на кладбище, без позора. А о дуэли Пушкина знали все. Но император приказал похоронить его в Святогорском монастыре, провести отпевание, то есть сам приказал нарушить закон. Но вдали от столицы, чтоб других дуэлянтов не поощрять. Это – лишь один пример. Таких – масса.

    Мне захотелось рассказать об эпохе Николая I, но делать императора главным героем я не стала. С таким героем никакого простора для фантазии! Где он бывал, что делал в каждый из дней, даже что подавалось на обед, ужин, расписано в придворных документах почти по часам! Я придумала дворянскую семью, которая живет в его эпоху, иногда встречается с императором. Старалась изображать фон – то есть исторические события максимально правдиво, ничего в истории не меняя. Зато давала волю своей фантазии, описывая то, что делали мои герои во время, когда была одна война, другая, третья... Правда, мою героиню не назовёшь типичной барышней 19 века. Девицы тогда сами ничего не решали, скромность и послушание – вот что от них требовалось. Типичных барышень прекрасно изобразил Пушкин -  это Татьяна и Ольга, лучше не придумать. А мне интереснее героиня, которая сама решает, что делать: когда выходить замуж, куда ехать. Она решила, что поедет с мужем на войну, и поехала. Благодаря такому её характеру я, как автор, имею возможность лучше показать век 19-й. В конфликтах между нею и обществом можно более выпукло, зримо отразить чем нравы той эпохи отличалась от наших. Хотя, создавая такую героиню, я не так уж и «приврала». И в 19 веке были очень активные женщины. Например, Маргарита Тучкова на войне сопровождала мужа в форме денщика, а всем известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова сама прослужила в армии 17 лет.  

    Работая над романом, не ставила себе задачу подвести читателя к какому-то определенному выводу. Это у советских писателей была задача показать жестокость, несправедливость того строя, писатели-монархисты, наоборот, пишут, чтобы воспевать имперский период. А я описываю историю такой, какая она открывается мне из исторических источников, стараюсь не менять. Куда делась могучая держава, которая была при Николае Первом? Что от неё удалось сохранить? Что было бы полезно вернуть, а от чего, Слава Богу, Россия избавилась. Мне очень интересно самой разобраться во всём, а если я сама не сумею найти ответ, то, может быть, читатели поймут.

    Стрекозка Горгона сама решила быть такой

    -  Стрекозка Горгона - почему ты дала своей героине именно такое прозвище? Откуда оно? 

    Это произошло само собой. Героиня сама захотела быть такой, и всё тут. Сначала друзья её стали звать Стрекозкой, а потом – Горгоной. Мои знакомые говорят, что у героини – мой характер. Возможно. В книге и первому, и второму прозвищам есть объяснения.

    В издательстве мне задали вопрос: а к какому жанру относить роман, и я не сразу определилась, что же будет самым правильным. «Стрекозку Горгону» можно было бы отнести и к приключенческому жанру. Мои герои влюбляются, попадают в разные забавные или опасные истории, совершают подвиги. Мне хочется сделать роман увлекательным, интересным, как интересны произведения Дюма-отца, а насколько это удаётся, судить читателю.

    article_paket.jpg

    - В романе много и других, хорошо прописанных образов. В реальной жизни у них есть прототипы?

    - Нет, образы собирательные. Но могу сказать, что имя главной героини - Татьяна - позаимствовано у Пушкина, имя ещё одной героини – Элен – у Льва Толстого. Вводя в роман Элен, я сначала хотела и по характеру её сделать такой же, какой мы видим Элен в романе Толстого: алчной, жестокой распутницей. Но моя Элен получилась другой – это просто очень и очень несчастная женщина, она изменяет мужу, но скорей от отчаяния, от того, что и ей хочется быть счастливой хоты бы урывками.  

    - Что стало источником информации для жизнеописания быта дворянской семьи, кадетских и офицерских будней? 

    - В Интернете можно найти все: в свободном доступе выложено очень много книг, мемуаров, написанных в 19 веке, вот ими и пользуюсь. Я много внимания уделяю описанию эпохи. Боюсь, что читатель без этих отступлений может неправильно истолковать кое-что, не поймёт, из-за чего дворянин поступает так или иначе. Поэтому в романе дана история кадетского корпуса, рассказано об отношениях офицеров к чиновникам, о том, как воспитывались смолянки...

    В 1827 году на Западной Украине временно размещалась уланская дивизия, один мой герой служит в ней. Я выяснила, что в тех областях была довольно напряжённая обстановка, было противостояние не только между классом крестьян и классом помещиков, а ещё и между помещиками, почти сплошь – поляками, и представителями власти – чиновниками.  Поляки испокон веку не любили русских, холопы не любили панов и так далее. И в 3-й части романа я хотела показать, сколь напряжёнными были отношения между разными слоями и нациями. Тем более что в том, что было в 19 веке на Западной Украине, можно найти причины того, что происходит в настоящее время уже на всей Украине.

    - Как часто ты в процессе работы меняла сюжетные линии и судьбы героев? 
    Я описала жизнь моей героини до 17 лет. Пока всё идёт по плану. Но мне хочется описать то, как она живёт примерно лет до 60. Я знаю, что с ней должно быть. Дай бы Бог, чтобы суметь написать всё, о чем задумала. Может быть, в процессе работы какие-то герои пожелают жить иначе, не так, как мне сейчас видится. Не знаю пока. Но я начала роман с пролога, в котором моей героине уже за 30, и возле неё офицеры, которые знают её с юности. Значит, по крайней мере, эти герои обязаны дожить до того момента, с которого начинается роман.

    «Смотрю кино» и пересказываю читателям

    - Насколько сложно было издать книгу? Во сколько обошелся этот проект?

    - Не хотелось бы называть роман проектом.  Да, это недёшево. Писатели, пришедшие в литературу в советское время, привыкли, что книги печатаются за счёт государства. Но в  настоящее время на книги, изданные за счёт бюджета округа, области и т.д., накладывается столько ограничений, что это отбивает охоту просить бюджетные деньги. Я нашла издательство в Москве, которое не только печатает, а и занимается распространением книг, заплатила, получила половину тиража, а вторую половину продаёт само издательство. В том числе, что сейчас важно – продаёт через интернет. Если «Стрекозка Горгона» будет продаваться, издательство напечатает дополнительный тираж.

    Мне кажется, говорить о популярности писателя можно только в том случае, когда читатели готовы за его книги платить свои деньги. Например, книги нашей детской поэтессы Лилии Такташевой, изданные за её собственный счёт, люди покупают. Разыскивают Лилию Порфирьевну сами и упрашивают, чтобы она продала хотя б экземпляр. А ведь её книга стоит тысячу рублей!

    Вот и я выбрала этот путь. Если моя проза кому-то понравится, если это, действительно, интересно - постепенно мои деньги ко мне вернутся. А если книги продаваться не будут, то буду винить только саму себя. Хотя, конечно же, от помощи спонсора, готового оплатить выпуск книги, я бы не отказалась. Но при условии, что он не будет никоим образом вмешиваться в творческий процесс.

    article_dsc_9371.jpg

    - Ты уже видишь фильм или сериал по мотивам романа? Кого из актеров можешь представить в роли главных героев? 

    - Ты угадала. Действительно, весь роман я представляю в виде большого сериала. Я как бы «смотрю кино», а потом пересказываю его содержание читателям. Серж Лапин – почти копия Игоря Кеблушека из фильма 1982 года «Принцесса цирка», только что Кеблушек – кареглазый, а у моего героя глаза синие. Друг Лапина граф Звегливцев – актёр Колин Ферт. Но описанию внешности я не уделяю много времени, потому что меня больше занимают характеры героев.

    - Как тебя изменила работа над этой книгой? 

    - Пожалуй, вопрос надо задавать не мне, а моим знакомым. Мне кажется, что я не менялась, а как со стороны выгляжу, не знаю. Несомненно, я стала больше знать о 19 веке, о дворянстве, потому как пришлось проштудировать очень много исторических источников, прочитать много серьёзных монографий об истории полков, о российской армии в целом, о событиях, что происходили в те годы в разных странах: Иране, Турции, Румынии, Болгарии...    

    - Лена, спасибо за этот разговор. Еще раз поздравляю с выходом романа. Желаю огромного читательского успеха, долгой и увлекательной жизни твоим героям! И, как читатель, увлеченный судьбой Стрекозки Горгоны, жду продолжения!  

    Категория: - Разное | Просмотров: 1060 | Добавил: Elena17 | Теги: елена гостева, книги, голос эпохи
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru