Русская Стратегия

      Цитата недели: "Восстановление потрясённой гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени. Но для этого нужно прежде всего быть достойным высокой ответственной роли, нужно быть духовно сильным и хотеть своего права." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

- Новости [1894]
- Аналитика [1062]
- Разное [84]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2016 » Май » 19 » С.Х. Карпенков. Кризис науки и образования
    22:03
    С.Х. Карпенков. Кризис науки и образования

    http://www.belrussia.ru/kontent/pict/razn/1371.jpgНаболевшие проблемы отечественной науки и образования, порождённые необдуманными, научно не обоснованными и, следовательно, провальными реформами и инновациями, уже не первое десятилетие сдерживают цивилизованное развитие не только науки и образования, но и российской экономики.

    В результате «инновационной» политики, ориентированной на Запад, лучшие научные кадры в нашей стране вынуждены были покинуть академические институты: кто-то нашёл достойную работу за рубежом, а кто-то подался в «бизнес» – торговать залежалыми сникерсами. А ведь совсем недавно, до инновационной вакханалии во многих отечественных академических институтах велись разные научные исследования, соответствовавшие мировому уровню.

    Не лучшая ситуация сложилась и в отраслевых институтах, и во всех институтах оборонной промышленности, называемых почтовыми ящиками. Многие из них по разным причинам и под разными предлогами закрыты. А в научно-исследовательских институтах, уцелевших в инновационных вихрях враждебных, остались энтузиасты преклонного возраста. И дело дошло до того, что выполнить государственные заказы обескровленные оборонные отрасли уже не в силах, и об этом заявляется с высокой властной трибуны. Потребовались годы и даже десятилетия, чтобы «просвещённые» реформаторы осознали, что надёжное средство защиты нашей страны – это не только миролюбивая политика и тонкая дипломатия, но и современная военная техника, а для её разработки и производства нужны инженеры-профессионалы и немалые финансовые и материальные ресурсы, а не «экономисты», «юристы», «менеджеры», «социологи» и другие псевдоспециалисты, которыми переполнилась земля российская и которые пролезают во все щели, чтобы занять везде и всюду на всех уровнях руководящие посты, не владея фундаментальными и профессиональными знаниями. И здесь, как не крути, всё равно на первое место выходят наука и образование, которые по воле весьма недалёких реформаторов оказались в кризисном состоянии.

    Совсем катастрофическая ситуация сложилась во всех технических вузах и в вузах естественно-научного профиля. Устаревшая научно-техническая база, ветхие учебные корпуса, аварийное состояние аудиторий и лабораторий вузов, низкий уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников, падение их квалификации – вот это краткие штрихи отечественного профессионального образования. Можно привести и конкретные характеристики плачевного состояния вузов не только технического, но и естественно-научного профиля. Например, на физическом факультете МГУ в последнее время из-за нехватки финансовых средств не организовываются научные экспедиции, и учёные вынуждены использовать результаты наблюдений тридцати- и даже сорокалетней давности. Экспериментальное оборудование, основа научных исследований, физически и морально устарело. Многие учебные корпуса не ремонтировались капитально более полувека. А зарплата профессора этого ведущего вуза страны не превышает зарплаты полицейского самого низкого звания либо водителя автобуса, приехавшего в Москву из другого российского города, чтобы заработать деньги для содержания своей семьи (в родном городе он потерял работу, так как предприятие, где он работал, по воле «реформаторов» закрытыли). В таком нищенском состоянии оказалось большинство учёных нашей многострадальной страны. Хотя научные достижения некоторых из них известны всему миру, но они не ведомы многоликой и лицемерной камарилье, которая, раздвигая локтями тесно сплочённые ряды придворной знати, не имеет времени и желания, чтобы изучить проблемы отечественной науки и образования и попытаться их решить. Пенсии учёных едва хватает на пропитание, лекарства и оплату коммунальных услуг. При таком пренебрежительном отношении государства к учёным разве можно ожидать каких-либо практических результатов от науки и говорить об её эффективности?

    Ещё в недалёком прошлом отечественные университеты и технические вузы готовили высококвалифицированных специалистов для многочисленных научно-исследовательских институтов и предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. В этих вузах обучались студенты не только из нашей страны, но и из многих стран, в том числе и развитых. А сейчас выпускники этих вузов не могут трудоустроиться в своём отечестве. Основная причина – многие отраслевые институты и промышленные предприятия в результате варварских экономических инноваций сознательно под разными предлогами закрыты либо разрушены, хотя многие из них производили высококачественную продукцию, превосходившую зарубежные аналоги. Например, отечественные инструменты, приборы, самолёты и многое другое считались и признавались лучшими в мире. Другая не менее важная причина невостребованности специалистов с высшим техническим и естественно-научным образованием – сама научно-техническая база вузов и уровень подготовки не позволяют дать те фундаментальные и профессиональные знания, которые нужны высококвалифицированному специалисту той или иной отрасли промышленности. Поэтому ставшие на ноги немногочисленные предприятия либо фирмы не считают целесообразным брать на работу дипломированных инженеров, не владеющих базовыми и современными профессиональными знаниями, необходимыми для работы на современном высокотехнологичном производстве.

    По воле «реформаторов» от науки и образования возникла сложная, рукотворная, трудно решаемая проблема, которую, по-прежнему, пытаются решить люди, далёкие от науки и образования. По инициативе министерства уволены ректоры многих вузов, а, вернее, переведены в президенты вузов, получив якобы повышение в должности. А на самом деле такие высококвалифицированные кадры с большим опытом управления и в ряде случаев возглавлявшие передовые научные школы, оказались изолированными от управления вузом. Принудительная замена профессионального ректорского корпуса не привела к повышению уровню образования, которому министерские чиновники придумали инновационное название «качество образования». Не подняла на ноги отечественное образование и другая «инновация» – необоснованное внедрение двухуровневой системы обучения в вузах, которая только добавила хаос в организацию системы образования.

    Российских учёных ожидает ещё одна «инновация» – упразднение кандидатских и диссертационных советов. Как заявляют министерские чиновники, в ближайшее время все кандидатские советы прекратят свою деятельность в связи с присоединением в 2003 г. России к Болонскому процессу. Подобной беды не случилось бы, если бы инициаторы такой очередной провальной инновации осознавали, что нам нужна великая Россия, а не зарубежный процесс, каким бы завлекательным он не был.

    С большим трудом удалось уберечься МГУ от нахлынувшей волны некоторых «инноваций». Этот университет, получивший автономию, разрабатывает сам образовательные стандарты. На многих его факультетах сохранилось, в основном, классическое шестилетние обучение. Сохранился и высококвалифицированный кадровый потенциал, который не по дням, а по часам стареет. Несмотря на существующие проблемы университетского образования, многие школьники мечтают покорить Воробьёвы горы – поступить в МГУ. Здесь хорошо отлажен десятилетиями отработан системный подход для конкурсного отбора наиболее способных абитуриентов и их поступления в университет. Однако далеко не все выпускники МГУ могут найти работу по специальности. Исключения не составляют даже математики, закончившие механико-математический факультет, который славился и до сих пор славится во всём мире высоким уровнем профессиональной подготовки. Более половины таких высококлассных специалистов вынуждены уезжать на работу за рубеж, где они получают достойную зарплату. Эти люди, способные решать сложные логические задачи, смогли бы принести большую пользу в различных российских министерствах и ведомствах, в аналитических центрах, во всех властных структурах при решении многих задач оптимизации и повышении эффективности управления. Именно такие специалисты-математики, а не искусственно внедряемые чиновники управления персоналом или связи с общественностью и с прессой, которые только раздувают бюрократический аппарат и нарушают естественную вертикаль власти. Чтобы решить проблему трудоустройства не только математиков, но и других высококвалифицированных специалистов много не нужно – нужна всего лишь государственная воля.

    Многие смелые и решительные, но не обдуманные и научно не обоснованные инновации захлестнули всю систему отечественного образования. Например, под «мудрым» руководством министерства многие вузы получили статус университета. Но жизнь показала, что, сменив вывеску, нельзя поднять образование на новую ступень развития. Совсем недавно с ведома министерских чиновников на каждом перекрёстке открывались многочисленные и многоликие вузы с университетской вывеской, готовые за плату «образовательных» услуг выдать диплом государственного образца, но не способные дать даже самые элементарные знания, необходимые специалисту. Результат всем известен: множество «экономистов», «юристов», «психологов», «менеджеров» и других псевдоспециалистов с одним или даже с двумя дипломами в кармане не может найти себе работу. Исключение составляют вовсе не те, кто хорошо и прилежно учился, а те, кто за деньги или каким-либо другим чудесным способом смог протиснутся во властные структуры, в банки и прочие доходные места. Основная же масса «дипломированных» специалистов пополняют многочисленные ряды безработных. Они погружаются в интернет, выходят на улицу и в другие публичные места (за исключением тех мест, куда царь ходил пешком), чтобы предложить свои якобы бесплатные услуги по оказанию психологической помощи либо посоветовать, как выиграть дело в суде. С каждым днём поток «образованных» безработных стремительно пополняется. И нельзя исключить того, что такой многолюдный поток безработных скоро выплеснется на улицы, но не с предложением своих «профессиональных» услуг и не со знамёнами «Единой России» либо каких-либо новоявленных партий с другими флагами, а с совершенно другой целью – с обоснованным требованием обеспечить законные права на труд. Такой неуправляемый стихийный поток вряд ли сможет остановить призывы сверху разойтись по домам, и под напором хорошо проплаченных полицейских и других «хранителей» правопорядка.

    Стремление молодёжи обрести модные профессии юриста, экономиста, менеджера, психолога не могут победить ни рекомендации министерских чиновников поступать в технические вузы, ни откровенное высказывание с высокой трибуны: «звание инженера – это круто!», ни присвоение некоторым техническим вузам статуса Национального исследовательского университета, ни опасение за то, что после окончания вуза можно пополнить огромную армию дипломированных безработных. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса: больше половины опрошенных родителей хотят, чтобы их дети стали юристами, экономистами, менеджерами, но никак не инженерами. Одна из причин такого стремления выбрать «единственно правильный путь» в никуда вполне очевидна: многие просвещённые родители и их любознательные дети наблюдают невооружённым глазом, что во властные структуры, включая многие промышленные отрасли, чудесным образом проникают «специалисты» вовсе не технического профиля. А худо-бедно сохранившийся пока научно-технический потенциал высококвалифицированных специалистов, доказавших свою высокую профессиональность делами, а не красивыми словами, оказался на обочине затеянных сверху мыслимых и немыслимых «инноваций». Не поэтому ли проваливается давно заявленная модернизация промышленности и экономики?

    Трагические результаты непродуманных инноваций и в науке, и в образовании, и в экономике всем известен: падающие самолёты и вертолёты, тонущие теплоходы и подводные лодки, участившиеся техногенные аварии и другие антропогенные катастрофы, – которые каждые в отдельности и все вместе сопровождаются многочисленными человеческими жертвами. Допускаются и стратегические ошибки на государственном уровне: например, предпочтение отдаётся развитию атомной энергетике, которая во многих цивилизованных странах свёртывается, дабы не оставлять своим потомкам очень опасного радиоактивного наследства; беспощадно выкачиваются ценнейшие природные ресурсы, стоимость которых с каждым годом неуклонно растёт (дорожает не доллар и не евро, а природные ресурсы, многие из которых формировались миллионы лет, а будут исчерпаны в течение ближайших десятилетий) и направляются мощным потоком за рубеж на Запад, на Восток и просто в никуда; с привлечением зарубежных партнёров сначала строятся, например, гигантские заводы по производству автомобилей, которыми переполнены отечественные и зарубежные рынки, а потом их в конечном итоге вынуждены закрывать, так как их продукция не находит сбыта. И все эти результаты безрассудных инноваций наблюдает каждая образованная домохозяйка, вынужденная сидеть без работы дома, либо находясь в автомобиле, попавшем в плен дорожных заторов, поразивших всю Москву и другие крупные российские города.

    Попытка вывести отечественную науку на цивилизованный путь развития путём создания научного центра в чистом поле в изоляции от известных отечественных учёных и возглавляемого «менеджером», прославившимся на весь мир приватизаций, превратившейся в прихватизацию и приведшую к развалу отечественного производства, закончилась очередной неудачей: потрачены огромные материальные ресурсы и астрономические суммы денег, а заметных научных результатов, доведённых до технологического произведенного цикла до сих пор нет.

    Не привела к положительным результатам и очередная «инновация» объединения отраслевых академий и их слиянием с Российской академией наук, а введение внешних «менеджеров», весьма далёких от науки и мало что смыслящих в науке, якобы для освобождения учёных от хозяйственных забот, отвлекающих учёных от исследований, привела только к путанице и хаосу в административном управлении академии.

    У рьяных «инноваторов» от науки не хватило ума, чтобы познать простую истину: если наука по-прежнему будет финансироваться по остаточному принципу, а не так как она обеспечивалась материальными и финансовыми ресурсами в нашем отечестве несколько десятилетий назад и как она финансируется во многих зарубежных странах в настоящее время, то ждать научных результатов с практическим выходом не приходится. Однако всё это не означает, что в организации отечественной науки нет проблем, кроме скудного финансирования. Одна из них заключается в том, что в академию не только избираются выдающиеся учёные, внёсшие своими научными трудами значительный вклад в отечественную и мировую науку, но и пролезают «учёные», пользуясь своим служебным положением и находя лазейки в выборной компании, а некоторые из них, не проводя самостоятельно исследований и даже не написав своими руками диссертаций, не только докторских, но и кандидатских, чудесным образом становятся руководителями институтов, а затем и членами академий. Очевидно, такой подход в организации академического сообщества препятствует продвижению способных и талантливых молодых учёных и сдерживает развитие отечественной науки. Другая проблема организация науки – через сложную систему распределения и без того скудных финансовых ресурсов реальные средства очень часто тратятся не по принципу практической целесообразности, не на экспериментальные работы с конкретным практическим выходом, а на разработку теорий ради теорий, например, на исследование экономики ради экономики, своеобразной воздушной экономики, благодаря которой финансовые воротила и проходимцы становятся миллиардерами, а подавляющее большинство граждан вынуждено бороться за выживание, еле сводя концы с концами.

    Многие учёные и педагоги осознали современную миссию науки и образования и пока ещё готовы внести свой посильный вклад в развитие нашего общества, если все чиновники от мала до велика с целью укрепления государства повернутся лицом не на Запад, а к отечественной науке и образованию.

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

    Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.

    Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

    Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

    Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

     

    Сведения об авторе

    Карпенков Степан Харланович

    Известный учёный, педагог и публицист. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор. Автор более 40 книг, включая книги о великой России, оказавшейся во власти зла и пережившей великие потрясения.

    Свою истину научную добывал не только путём рассуждений, но и в лаборатории, проводя сложнейшие эксперименты и пройдя длинный путь от лаборанта до заведующего кафедрой. Истину же житейскую начинал постигать в деревне, где крестьяне трудились от зари до зари не покладая рук, и за свой тяжкий труд получали не заработанный хлеб и не деньги, а пресловутые палочки.

    Остросюжетные произведения и рассказы автора, основанные на документальных и архивных материалах и повествующие о насущных житейских проблемах, опубликованы во многих центральных газетах, журналах и размещены на разных порталах Интернета.

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 205 | Добавил: Elena17 | Теги: проект антироссия, образование, наука, степан карпенков | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1
    Всё верно о науке, но недостаточно. См.: Откризиса науки к парламенту учёныхhttps://www.youtube.com/watch?v=FI6t8VLgsaI
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 504

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru