Русская Стратегия

      Цитата недели: "Нам важен русский вопрос, который состоит в том, чтобы мы снова стали самосознательной нацией, понимающей саму себя и живущей сообразно со своими сильными, идеальными сторонами. Самая мысль о русских идеалах доселе объявляется «реакционной» теми владеющими нами людьми, которые превратили нашу некогда прекрасную страну в табор не помнящих родства." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

- Новости [2063]
- Аналитика [1192]
- Разное [88]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2017 » Июнь » 26 » Светлой памяти В.А. Фонарёва (1954–2017)
    05:06
    Светлой памяти В.А. Фонарёва (1954–2017)

    2 июня 2017 года ушёл из жизни Владимир Александрович Фонарёв – талантливый режиссёр-документалист, патриот России, один из членов теперь уже почти легендарного Историко-патриотического объединения «Русское Знамя».

    Володя родился в Санкт-Петербурге (тогда «Ленинграде») 5 ноября 1954 года. До восьмого класса жил и учился в Лисьем Носу, затем переехал с семьёй на Васильевский остров. Практически вся его трудовая биография была связана с телевидением. По окончании школы, он поступил в Ленинградский кинотехникум и в 1974 году успешно его окончил. В том же году был призван на действительную срочную службу в Советскую Армию. Часть, в которой служил В.А. Фонарёв, дислоцировалась в Прибалтике и занималась ведением радиоразведки.

    Вернувшись в 1976-м из армии, как тогда говорили «с чистыми погонами и чистой совестью», он пошёл работать на ленинградское телевидение осветителем, учился в Институте культуры им. Н.К. Крупской, готовился стать режиссёром самодеятельного театрального коллектива. С 1984 года работал администратором в редакции детских и молодёжных передач, затем ассистентом режиссёра, режиссёром в редакции художественного вещания.

    Первая его самостоятельная режиссёрская работа на ленинградском телевидении появилась в 1986 году в цикле «Антология короткого рассказа». Это была инсценировка рассказа Василия Шукшина «Обида». В дальнейшем было много других работ в программах «Антология короткого рассказа», «Монитор», «Пятое колесо»…

    В 1987-м он поступил в Институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, учился по специальности «Режиссура телевидения» на курсе В.А. Латышева. Окончил институт в 1991-м. С громким скандалом…

    Скандальной оказалась его дипломная работа. То было время «перестройки», страна, окончательно заведённая в тупик коммунистическими руководителями, бурлила. И Володя снял телефильм о неформалах-антикоммунистах – тогдашней политической оппозиции. Необычный и смелый для своего времени фильм. Сегодня эта лента вряд ли произвела бы столь сильное впечатление, а тогда для заидеологизированного советского телевидения это было «новым словом» и воспринималось очень серьёзно: даже на самом излёте своего существования КПСС продолжала жёстко контролировать идеологическую сферу и, несмотря на провозглашённую в Советском Союзе «гласность», давила всех, кто имел смелость мыслить самостоятельно и отклоняться от пресловутого «генерального курса» партии. Дипломную работу Владимира Александровича объявили «махровой антисоветчиной», и дело могло закончиться плохо – за подобные вещи запросто оставляли без диплома. Спасло то, что события в тот памятный 1991-й год развивались уж очень стремительно – в августе рухнула сама КПСС. Стало уже не до таких мелочей: позабыв обо всём, вчерашние гонители – партийные функционеры-картели-прихлебатели – кинулись наперегонки разбегаться с тонущего коммунистического крейсера, на ходу кидая красные флаги и спешно перекрашиваясь в «демократов»…

    С 1991-го по 1997 годы В.А. Фонарёв работал в Дирекции «Санкт-Петербурга» ВГТРК в передачах: «Колесо России», «Неопалимая Купина», «Параллели», «Новая линия», «Арена для сенсаций», «Новое Пятое колесо». Затем, до 2002 года, был тележурналистом на «36-м» (Невском) канале в передачах: «Неделя», «Я – налогоплательщик», «Петербургская хроника».

    Автору этих строк довелось работать с Владимиром Александровичем в процессе создания нескольких телевизионных фильмов, телепередач и репортажей, в частности, «О Чёрном бароне замолвите слово», «Куда уходит песня», «Крест Юденича» и др. Могу сказать, что работать с Володей было легко и интересно: он умел прислушиваться к мнению людей, с которыми делал фильм, всё схватывал с полуслова, фонтанировал оригинальными режиссёрскими идеями и юмором. В отличие от многих нынешних полуобразованных телевизионщиков, Володя был очень начитан, хорошо знал русскую и советскую историю, блестяще разбирался в литературе и кинематографии. Это позволяло ему всегда по-настоящему владеть темой, над которой он работал – его фильмы никогда не были поверхностными. Но, главное – в нём ощущался внутренний стержень, который не позволял делать халтуру на потребу интересов сиюминутных. Этот стержень – профессионализм и… Православие. Володя был верующим человеком, и в некоторых его фильмах и телесюжетах христианское миропонимание автора ощущалось особенно ярко.

    Он не боялся браться за нестандартные темы. Нередко снимал о том, о чём до него на экранах телевидения – будь то в Советском Союзе или в «новой» России – не рассказывал ещё никто. Вот только некоторые из его работ, названия которых часто говорят за себя сами: «Экстремисты. Ход Конём», «Российский флаг», «Мальчик у Христа на ёлке» (по рассказу Ф.М. Достоевского), «Финская война», «Живые и мёртвые», «Е. Чистяков», «Сергей и Елизавета», «Талабская пасха», «Генерал Власов», «Охота на волков», «Русская провинция», «Легенда о мёртвой ноге», «Спешу уведомить тебя…», «Поющие гитары или двадцать лет спустя», «Новгородские монастыри», «Загадка Белого генерала»…

    Быть зачинателями, первооткрывателями, первопроходцами – это было совершенно в духе «Русского Знамени». А с 1989 года В.А. Фонарёв начал довольно тесно сотрудничать с этим историко-патриотическим объединением.

    Владимир Александрович не раз говорил: «Я ведь в конце восьмидесятых и в девяностых оказался в самой гуще политических событий, снимал всех – и демократов, и монархистов, и националистов, и анархистов, «Память», ДС, НТС… да кого я только тогда не снимал! И все считали меня «своим». Такова специфика работы репортёра: нужно, чтобы люди доверяли тому, кто их снимает, раскрывались. Проблема в том, что профессионал не должен переходить тонкой грани между репортёрством и участием в той или иной группе. Но лично я, из всех тогдашних многочисленных партий и движений сразу выделил для себя «Русское Знамя». А позже, уже в девяностых, конечно же – РОВС! Потому, что Белое движение – мне самому очень близко. А в период «перестройки», как и сейчас, в общественно-политическом движении были разные люди – и нормальные, и искренние были. Но было и много ряженых, примазывающихся, беспринципных карьеристов, популистов, много откровенной дряни, которая пыталась что-то ловить в мутной политической воде. А в «Русском Знамени» я увидел сразу – эти настоящие! Не притворяются, не играют, делают большое, нужное для страны дело, и делают совершенно бескорыстно. Меня с первой же встречи это поразило…»

    Так и получилось, что Владимир Александрович сначала снял для ленинградского телевидения несколько сюжетов о работе «Русского Знамени», а потом, проникнувшись идеей, духом и атмосферой, которые царили тогда в историко-патриотическом объединении, как-то незаметно и сам втянулся в его работу: не смог остаться в стороне.

    А русско-знамёнцы в те «перестроечные» годы не просто вели историко-просветительскую работу – они взрывали общественное сознание принципиально новыми для своего времени идеями, далеко то время опережавшими, способствовали формированию в СССР иного общественного сознания, основанного на традиционных христианских и национальных исторических ценностях.

    Возвращение Санкт-Петербургу имени Святого Апостола Петра, придание официального статуса Русскому Национальному бело-сине-красному флагу, установка первых на территории СССР мемориалов участникам Белого движения, восстановление разрушенных и заброшенных в советское время воинских захоронений дореволюционного периода, в том числе участников Первой мировой войны, возвращение имён «незаслуженно забытых героев» России – Скобелева, Столыпина, Колчака, Юденича, Врангеля, Ильина и т.д. – все эти и многие другие новаторские для Советского Союза инициативы принадлежали именно «Русскому Знамени»! И все они осуществлялись при непосредственном участии русско-знамёнцев. А Владимир Фонарёв со своей камерой и съёмочной группой часто оказывался рядом и «вытаскивал» на экраны телевидения все эти острые, волнующие, ранее совершенно "закрытые" и очень «неудобные» для коммунистических правителей и их наследников темы и имена… Владимир Александрович стал первым в Советском Союзе и РФ режиссёром, который начал объективно говорить с экранов телевидения о Белом движении, рассказывать правду о его героях...

    На рубеже веков жизнь у Володи пошла наперекосяк. В 1999-м умерла любимая жена, Елена, оставив на попечение Владимира Александровича двоих детей-подростков – Евгения и Катю. А вскоре начались сложности и с работой: в те годы по всей стране уничтожали профессионалов – на предприятиях, в учреждениях, в армии, всюду в массовом порядке «сокращали» и выставляли на улицу высококлассных рабочих, инженеров, военных, учёных, работников телевидения… На ТВ, где работал Владимир Александрович, в ходе очередной реорганизации, негласно восторжествовала новая кадровая концепция – увольнять опытных телевизионщиков, а вместо них набирать на работу не имеющую опыта и знаний «зелёную» молодёжь. Профессионалы – люди со сформировавшимися убеждениями, имеющие и отстаивающие собственную точку зрения – стали не нужны. «Зелёная» же молодёжь своего мнения не имела, всегда смотрела начальству в рот и, боясь потерять рабочие места, готова была выполнять любой заказ, не задумываясь ни о моральной, ни о политической стороне дела. Владимира Александровича, как и многих его коллег по петербургскому ТВ, тогда уволили.

    Оставшись вне профессии, Володя потерял себя… Мыкался без работы и без заработка, иногда где-то подрабатывал, но по-настоящему не находил себе места…

    Несколько лет назад мы с В.А. Фонарёвым задумали снять фильм о русской героине Марии Владиславовне Захарченко-Шульц. Работали над сценарием. Делились друг с другом интересными задумками. И даже успели отснять несколько эпизодов… Была у Владимира Александровича ещё одна идея – снять правдивый документальный фильм о возвращении Санкт-Петербургу его исторического названия. Ведь за минувшую четверть века историю этого возвращения, в угоду политической конъектуре, полностью исказили и переписали. А Володя был живым свидетелем тех событий, ещё в конце 1980-х лично снимал организаторов и активистов движения за Санкт-Петербург, освещал их деятельность на ТВ и хорошо знал, как всё происходило на самом деле…

    Но фильмам этим уже не суждено было появиться… Возможности заниматься монтажом в профессиональной студии не было, работали в домашних условиях – всё приходилось делать «на коленке»… К тому же в последние годы Володя очень тяжело болел. Лежал по больницам. Друзья и сестра, Елена, помогали ему, как могли. Но чисто физически ему было уже трудно работать над новыми творческими проектами. Болезнь прогрессировала, отказали ноги…

    Володя умер у себя дома, в коммуналке, на 11-й линии Васильевского. Согласно его воле, похоронен он в селе Порожки Волотовского района Новгородской области, где сейчас живёт его мать.

    * * *

    После смерти писателей остаются их книги, после строителей – здания, после режиссёров кино и киноартистов – их фильмы. А что оставляет после себя режиссёр телевидения? После Володи осталось несколько видеозаписей, оцифрованных друзьями со старых, чудом сохранившихся, VHS-кассет. Но, увы, большинство фильмов, телесюжетов и репортажей, снятых В.А. Фонарёвым, уже нельзя будет увидеть. Ведь в 1990-е годы телевидение, как и вся страна – «выживало». Экономили каждую видеокассету: стоили они тогда дорого. Поэтому сразу после того, как фильм или репортаж выходил в эфир, кассету не отправляли в архив, а тут же… использовали её для новых записей. Таким образом, на ТВ безвозвратно гибли не только «рядовые» текущие репортажи, но и подлинные телешедевры… Словно специально, стирались – в прямом смысле слова стирались! – бесценные свидетельства эпохи…


    Но в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, есть место, которое всегда будет напоминать о В.А. Фонарёве. Ведь Володя был не просто петербуржцем, он был ещё и василеостровцем. А настоящие василеостровцы – те, кому довелось жить в старой, исторической части острова – созерцатели и хранители неписаных старо-петербуржских традиций. Как и большинство васлеостровцев, Володя был патриотом Васильевского.

    Мало кто знает, что идея установить памятник бомбардиру Василию Корчмину, по имени которого, согласно одной из легенд, получил своё название Васильевский остров – принадлежала именно В.А. Фонарёву. В начале 2000-х, когда Владимир Александрович работал тележурналистом, ему приходилось часто общаться с городскими и районными чиновниками. Воспользовавшись этим, Володя и «подбросил» нужным людям и в нужные инстанции идею установки «памятника Василию» – среди петербургских чиновников тоже ведь всегда были и есть патриоты Васильевского! Идея понравилась, была подхвачена и в 2003 году, к трёхсотлетию города, воплощена в жизнь в граните и бронзе. Быть может, когда-нибудь кто-нибудь, проходя по 7-й линии Васильевского острова, мимо бронзового Василия Корчмина, будет вспоминать и об авторе идеи этого памятника – телережиссёре Владимире Фонарёве.

    И.Б. Иванов.

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 71 | Добавил: Elena17 | Теги: россия без большевизма, игорь иванов, РОВС, утраты | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Нужно ли в России официально осудить преступления коммунистической власти и запретить её идеологию?
    Всего ответов: 438

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru