Русская Стратегия

      Цитата недели: "Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями её современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

- Новости [1655]
- Аналитика [943]
- Разное [66]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2016 » Сентябрь » 15 » В порядке дискуссии. Курильский замысел Кремля
    22:20
    В порядке дискуссии. Курильский замысел Кремля

    abe-putin.jpgРоссийско-японские отношения после длительного периода неопределенности начинают обретать вполне отчетливые черты. Сценарий «Тарабаров в обмен на сотрудничество» имеет ненулевую вероятность и в отношении Японии. Как и в случае с Китаем, с которым в течение десяти лет шли переговоры по газовым соглашениям, которые завершились спешным заключением невыгодных контрактов в условиях ограничения сотрудничества с Западом, с Японией активизация сотрудничества является результатом политики поиска новых инвесторов в условиях неспадающей геополитической изоляции России с Запада.


    ЗАМЫСЛЫ КРЕМЛЯ

    В российско-японских отношениях удивительными остаются не столько факт отсутствия мирного договора, сколько два других аспекта: это диктат побежденной страной своих правил мирного договора государству-победителю и трансформация территориальной претензии в территориальный спор. Очевидно, что Россия сама меняет свой статус.

    Япония подписала мирные договоры с государствами коалиции на Сан-Францисской конференции. Как государство проигравшее, Япония не могла рассчитывать на какие-либо преференции, а тем более настаивать на своих условиях в мирном договоре. В ст.2 договора было зафиксировано, что Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». И хотя в нем не было прописано, что эти территории принадлежат СССР, значимо, что Япония по договору отказалась от своих претензий.

    В настоящее время ситуация складывается следующим образом: страна, проигравшая в войне и причинившая ущерб другому государству, требует заключения мирного договора на своих условиях. Россия, которая не имеет мирного договора и с Германией, почему-то во главу угла отношений с Японией ставит именно мирный договор, хотя двустороннее развитие отношений, в том числе экономических, возможно и без заключения подобного договора. С военной точки зрения Япония не представляет угрозу России, а окончанием войны с Японией можно считать подписание Советско-японской совместной декларации 1956 года. В этой связи закономерен вопрос — а зачем вообще России мирный договор с Японией? И в этом кроется ключевой момент. По заявлению Путина (в интервью Bloomberg) «несколько лет назад японские коллеги попросили нас вернуться к обсуждению этой темы, и мы это сделали, мы пошли навстречу». А зачем? Что хотели приобрести взамен? Этот шаг навстречу уже был провал российской дипломатии, поскольку возращение к проблеме мирного договора автоматически поднимало судьбу Курильских островов.

    Согласно декларации 1956 года Япония получала острова Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора между странами. Если сейчас мирный договор будет подписан, то следующим шагом станет возвращение к той самой декларации 1956 года. Кремль усугубил Курильский вопрос и тем, что объявил по факту территориальную претензию территориальным спором. Притязания Японии на Курилы укладываются в концепт территориальной претензии. Есть Курилы, которые согласно соглашению 1956 года признаны советскими островами, то есть признается юрисдикция СССР над ними. Япония в одностороннем порядке пытается это оспорить, выдвигая свои претензии на территорию. России в такой ситуации следовало бы считать это претензией, но Кремль напротив объявляет Курильскую проблему территориальным спором. То есть признает, что Курилы являются территорией, юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена.

    И сомнительно, что воскрешение проблемы мирного договора и объявление Курил предметом территориального спора было всего лишь ошибкой российской дипломатии. Скорее за этим стояли вполне осознанные планы по пересмотру судьбы Курил с целью изменения характера экономического сотрудничества между странами. Территория в обмен… на что? Кроме денег ничего вообразить нельзя. Как такие обмены называются? Правильно, любой именно так это и назовет. Хотя Путин и сказал «мы территорией не торгуем». Но насколько нужно верить его словам жизнь уже показала.

     

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИЛИ ЭКОНОМИКА?

    Курильский вопрос в понимании российских политиков уже вышел за пределы политической плоскости, заняв место в поле экономической проблематики. Даже западный корреспондент, который брал интервью у российского лидера, говоря о Курилах, апеллировал экономическими терминами — «политическая сделка», то есть Курилы в обмен на экономическое сотрудничество. Российский лидер, полностью соглашаясь с подобной постановкой вопроса, рассуждал также на языке экономики — «ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе», «не торгуем территориями», «на принципах ненанесения ущерба». Создается впечатление, что о Курилах говорит не лидер государства, а менеджер крупной компании, занимающейся поиском выгодных партнеров. Именно этой экономизацией внешней политики и были разрушены отношения с государствами некогда российской зоны влияния. Но и это неудивительно, ведь по мнению Путина «у нас есть необходимость что‑то расширять что ли?».

    Российская внешняя политика выступает придатком экономики. Сотрудничество с Японией ориентировано на одну единственную цель — привлечь японские инвестиции в регион. Например, весной этого года Япония предложила российской стороне план из восьми пунктов по экономическому сотрудничеству, предусматривающий строительство заводов СПГ, портов, аэропортов, больниц и других объектов инфраструктуры. Не Россия, а Япония предлагает развивать дальневосточные территории. Но возникает вопрос — а на что тогда нам государство, если оно передает свои функции по развитию инфраструктуры региона иностранному государству? Разве у нас нет собственных источников развития? Какую функцию в таком случае выполняет российская власть, если она устранилась от своих ключевых задач? Функцию только перераспределения денежных потоков и обслуживания интересов бизнеса в сфере продажи российских ресурсов?

    Состав делегации переговоров в рамках рабочей поездки Путина в Приморский край с 1 по 3 сентября говорит сам за себя. Из представителей бизнеса в ней значились главы Роснефти и Русала — бизнесов, далеких от инновационной составляющей. И проблемная повестка встречи — осуществление крупных инвестиционных проектов говорит о том, что сотрудничество с Японией для Кремля становится все более притягательной сделкой на фоне роста ожиданий притока японских инвестиций. При этом триллион долларов собственных денежных ресурсов как известно либерал-монетаристская власть попросту ликвидировала. Уже 25 лет исполняется безумной демонетизации российской экономики.

     

    ТЕРРИТОРИЯМИ ТОРГУЕМ?

    Казалось бы, что вопрос с Курилами закрыт утверждением президента, что «мы не торгуем территориями». Однако после этого следовало многозначительное: «хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы». Для японской стороны проблема мирного договора с Россией неотделима от Курильского вопроса. Еще в феврале японская сторона сообщала, что «Япония не станет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет разрешен вопрос северных территорий. Территориальный вопрос является ключом для разрешения проблемы мирного договора». Поднимая проблему мирного договора, российский лидер возвращается и к вопросу о Курилах. Но здесь все оказывается уже не столь однозначным, как раньше.

    Если еще зимой этого года Кремль декларировал, что тема островов Южной Курильской гряды закрыта, и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит, то уже в сентябре появилась новая формула: Курилы в обмен на тесное сотрудничество, как это было реализовано с Китаем. Российский лидер открыто подчеркнул, что в обмен на экономическое сотрудничество мы отдали территорию, которая с 1929 года была под юрисдикцией СССР. И если Япония готова к сотрудничеству, то может получить земли, которые до 1945 года принадлежали ей — сделка с Китаем стала возможной «на фоне очень высокого уровня доверия, которое сложилось к тому моменту между Россией и Китаем. И если мы добьёмся такого же высокого уровня доверия с Японией, то и здесь мы можем найти какие-то компромиссы». Кремль, таким образом, нашел формулу «обмена» проблемы Курил на контракты, как в свое время решил поменять миллионы судеб жителей Донбасса на смягчение санкций и рукопожатность.

    Пока Кремль готовится к сделке с Курилами, россияне выступают за сохранение островов. По данным опроса Левада-Центр от 6 августа этого года 78% россиян выступают против передачи Японии спорных островов Курильской гряды, 71% выступили против того, чтобы РФ оставила себе крупные острова (Уруп и Итуруп) и передала Японии два небольших острова (Хабомаи и Шикотан). В целом, по мнению респондентов, сейчас для России важнее «сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды» (56%), а не «подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии» (21%)[1].

    Примечательно, что в информационном поле россиян готовят к сдаче Курил. Если в августе Левада-Центр, признанный иностранным агентом, дает вполне патриотическую информацию о том, что 78% россиян выступают против передачи Японии спорных островов Курильской гряды, то уже в сентябре ВЦИОМ, имеющий «особые отношения» с Кремлем, публикует опрос, что 42% россиян выразили поддержку продолжению переговоров и необходимости взаимной договорённости России и Японии[2].

    Пока вопрос по Курилам — это дело кулуарной дипломатии, которая не всегда доводится до россиян. Население будут последовательно готовить к тому, что Курилы — это зона совместного хозяйственного ведения России и Японии, а после 2018 года, когда новым президентом станет старый президент, будут объявлены открыто итоги решения Курильской проблемы, как когда-то с островом Тарабаров. Договор о его передаче Китаю был подписан в октябре 2004 года, то есть через полгода после победы президента на выборах — и выборы прошли, и к новым выборам факт передачи российской территории уже подзабылся. Вот такая продолжается с Курилами мутная история.

     

    ПРИМЕЧАНИЯ

    [1] http://www.interfax.ru/russia/522145

    [2] http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115848

    Людмила Игоревна Кравченко 

    Источник

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 250 | Добавил: Elena17 | Теги: Национальная безопасность, Информация к размышлению, дискуссионный клуб, внешняя политика | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Нужно ли в России официально осудить преступления коммунистической власти и запретить её идеологию?
    Всего ответов: 243

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru