Русская Стратегия

      Цитата недели: "Восстановление потрясённой гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени. Но для этого нужно прежде всего быть достойным высокой ответственной роли, нужно быть духовно сильным и хотеть своего права." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1174]
Русская Мысль [213]
Духовность и Культура [231]
Архив [631]
Курсы военного самообразования [37]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    310 лет первенцу Адмиралтейства

    10 мая 1706 года был спущен на воду первый 19-пушечный корабль в Адмиралтействе — центре военного кораблестроения в Петербурге. Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией, которая длилась более двадцати лет, потребовала от России срочно заняться кораблестроением.

    Все усилия Петра I были направлены на создание военного флота на Балтийском море. Нужно было строить галерный флот, который мог бы проходить в узких проливах, шхерах и действовать совместно с сухопутной армией. Нужно было также строить и большие корабли, способные вести боевые действия в море. Создаются новые меднолитейные и чугунолитейные заводы на Урале для вооружения флота, но верфей пока не хватает. Петр укрепляет Архангельск и начинает там постройку двух малых Фрегатов. В 1702 году взята шведская крепость Нотебург (Петрокрепость) при выходе Невы из Ладожского озера, а в следующем — крепость Ниеншанц, где был заложен город Петербург. Путь из Ладоги к морю был открыт и одержана первая морская победа: захвачены два шведских фрегата.

    Для защиты подходов к Петербургу была предназначена крепость Кроншлот (будущий Кронштадт) на острове Котлин. Началось строительство мощного военно-морского флота. Закладывались корабли на многочисленных верфях. Флот был создан и вскоре показал свое высокое боевое мастерство в битве при Гангуте в 1714 году.
    Основывая новую российскую столицу на берегах не слишком гостеприимной для русских Балтики, Петр Первый видел будущий город не просто как центр политической жизни. Прежде всего он закладывал в окрестностях Заячьего острова центр будущего военного влияния на побережье Балтийского моря и по всей Северной Европе. И потому ему жизненно необходим был новый город как крупная военно-морская база. А какая же база в те годы могла существовать без собственных кораблестроительных мощностей?!

    Вот потому первым промышленным предприятием Санкт-Петербурга и стала Адмиралтейская верфь. В «Журнале путешествий Петра I (1696 –1709 гг.)» об этом событии сказано коротко и емко: «1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились...». А уже через полгода, 29 апреля (10 мая по новому стилю) 1706 года, со стапелей новой верфи сошел первый корабль — 18-пушечный прам, то есть плоскодонная парусно-гребная плавучая батарея. Он получил имя Arcanne, что в переводе с французского означает «красный мел» — плотницкий припас, которым корабелы размечали древесину при постройке кораблей. А всего за 310 лет, прошедших с того дня, со стапелей Адмиралтейской верфи, продолжающей работать на оборону России и по сей день, сошли более 2600 кораблей и судов различного класса и назначения. И среди них немало легендарных и знаменитых.

    Необходимость создания верфи непосредственно на Балтике была очевидной и насущной. Конечно, к этому времени уже вовсю работали Сясьская (первая верфь Балтийского флота, заложенная Петром I при впадении реки Сясь в Ладожеское озеро 22 января 1702 года по старому стилю) и Олонецкая верфи (заложена в конце 1703 года). Но построенные там корабли и малые суда приходилось со слишком уж большими трудностями переводить в Балтийское море. Сама Ладога никогда не отличалась тихим нравом, да и обилие мелей и порогов на Неве не добавляло радости лоцманам и экипажам. А обстановка на Балтике накалялась с каждым днем, и было очевидно, что без появления балтийской верфи с возможностью выводить корабли сразу в Финский залив России не обойтись никак.
    То, что новая верфь должна стать неотъемлемой частью нового города, для Петра было настолько же очевидным, насколько и то обстоятельство, что ее нужно строить под прикрытием возводимой крепости Святых Петра и Павла. Но эти рассуждения все равно не слишком облегчили будущему первому русскому императору выбор конкретного места. Он лично провел целую неделю, обходя на шлюпке в сопровождении петербургского губернатора Александра Меньшикова невскую дельту, пока наконец не остановился на низком берегу слева от стрелки Большой и Малой Невы, чуть южнее Петропавловской крепости. Таким же личным участием русского царя отмечена и работа над проектом Адмиралтейского дома, как тогда называлась верфь: на чертеже стоит его собственноручная подпись.

    Хотя основную защиту верфи в случае нападения врага (а оно было вполне реальным, ведь Россия вовсю вела в это время Северную войну со Швецией) должна была обеспечить Петропавловская крепость, Петр Алексеевич и сам Адмиралтейский дом спроектировал как небольшую крепость. Все постройки, где шли работы над новыми кораблями, окружал достаточно высокий земляной вал с пятью бастионами и прорытым внизу рвом, заполненным водой. А со стороны берега за верфью простиралась эспланада — открытый луг, который не давал нападающим никаких шансов незаметно накопить силы и подготовить нападение.

    С такой защитой можно было начинать масштабное строительство кораблей, в которых так нуждался новорожденный русский флот. Поэтому еще до того, как официально было закончено строительство Адмиралтейского дома, в конце 1704 года на десяти стапелях новой верфи заложили первые корабли. А через год адмиралтейские корабелы уже заканчивали работы на неполных трех десятках судов: строились два бомбардирских корабля, два прама и 24 бота. И наконец, 29 апреля 1706 года первый из прамов, Arcanne, Aпостройкой которого руководил Выбе Геренс — корабельный мастер из Голландии, с которым Петр I познакомился еще в пору своего Великого посольства, был спущен на воду. 23 мая за ним последовал и его собрат, названный Arcke des Verbonnes.

    Опыт, который адмиралтейские корабелы получили за это время, постепенно дал им возможность замахнуться и на более крупные корабли — то, ради чего, собственно, и задумывался Адмиралтейский дом. Первым среди них стал 54-пушечный линейный корабль «Полтава», проект которого тоже разрабатывал лично Петр I при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева. Работу над чертежами мастера закончили к концу ноября 1709 года, и 5 декабря корабль заложили на Адмиралтейской верфи. На воду он был спущен неполных три года спустя, 15 июня 1712-го, и два десятка лет честно прослужил на Балтике, дважды став флагманом, на котором держал свой флаг первый русский император.

    С. Антонов

    Категория: История | Добавил: Elena17 (10.05.2016)
    Просмотров: 75 | Теги: даты | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 504

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru