Русская Стратегия

      Цитата недели: "Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями её современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [948]
Русская Мысль [189]
Духовность и Культура [184]
Архив [515]
Курсы военного самообразования [27]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Князь Владимир Мещерский. 13-ое июня 1884 года

    Купить

    Под этим числом великое событие отметилось в истории нашего народа. В летопись его вписано: Утверждение Госу­дарем выработанного при святейшем синоде “Положения о церковно-приходских школах для всей России”. С благоговей­ным волнением прочитали мы это Положение.

    Божие – воздано Богом. Таков прямой смысл этого события. Но исторически важно это и потому, что в нем впер­вые после стольких лет сказалось прямое и непосредственное удовлетворение чисто народной нужды. Великое событие 19 февраля 1861 г. дало народу свободу и хлеб и обеспечило его вещественную нужду. Событие 13 июня 1884 г. – есть удовлет­ворение его духовной нужды.

    Доселе о нуждах и благе нашего народа, жившего и живущего по-божески, думали и пеклись немало, и с добрейши­ми намерениями, но по-европейски или по-петербургски. За него и без него определяли его потребности и для него созда­вали цивилизационные благодеяния. Создали крестьянское самоуправление; создали крестьянский суд; создали народ­ное представительство в земстве; создали народную школу; создали школу народных учителей (семинарию); создали на­родную совесть на суде (участие в суде присяжных); сочини­ли гигантскую лестницу развития народного труда, создали народный кредит, и проч. и проч.; но забыли главное и самое простое: спросить у народа – что ему всего нужнее? Он не за­медлил бы ответить: «Школу для детей наших, где бы учили по-божески!»

    Начальная крестьянская школа! Так назвали эту вводи­мую ныне в народную жизнь царской властью с благословения Церкви церковно-приходскую школу. Назвали ее так мудрые сыны века, и верно назвали.

    Она вдвойне начальная: в воспитательном смысле, как низшая ступень для постепенного школьного образования, да и в историческом смысле, как мера, возвращающая духовную жизнь нашего народа, очутившуюся в последнее время где-то между небом и землей, – к своему настоящему началу.

    Доселе это воспитание народа имело в России странный вид для наблюдавшего его со стороны, и для самого народа оно имело вредное и опасное значение расшатывания и переполоха в его духовном мире, где он ни разобраться, ни най­тись не мог. Его детей принялись образовывать и развивать, перескочивши через основы его жизни и его школы. Основы эти были – Церковь, и вышло что-то весьма кривое, неладное и народу противное: Церковь сама по себе, а школа сама по себе. Народ затомился: кое-где раздались голоса о вреде для народа такой сочиненной народной школы, о непрактичности ее, об антипатии в ней самого народа; но всему этому жизненному ропоту и живому протесту среди народа не дала ход пе­тербургская лжеинтеллигенция. Народную нужду она назвала бредней каких-то клерикалов-крепостников, а свою собствен­ную бредню про народную школу утилитарно-развивающую признала народной нуждой.

    Но, увы, далеко не бредней были томления и страдания народа, происходившие от безнародного взгляда на русскую народную школу. И не фразами были слова народа: «жить по-божески и учить по-божески!» Семья начала видимо для всех разрушаться в народном быте, как его основе: поколебалась отеческая власть, порвались связи с отцовским домом, выход из-под власти отца стал нуждой молодого поколения; началось с разделов, а потом понадобилось житье в виде раз­гула на просторе; явились повсеместные признаки неуваже­ния к родителям, потом к старшим вообще; пьянство помог­ло разгулу; быть умнее и развитие старика-отца явилось у молодежи синонимом неуважения ко всему, что отцы чтят и чтили; Церковь и священник очень скоро оказались ненужными этому развинтившемуся молодому поколению, – и пошло все неладно. Разгул пошел разгулом, а кормиться все надо было, и платить подати и оброки надо было, и вот, очень скоро после освобождения крестьян, все почувствовали по­следствия какого-то беспричинного, по-видимому, расстрой­ства крестьянского быта. Тут земли будто мало; там платить нечем подати и повинности; тут запасы все истощены; там спились чуть ли не все домохозяева; тут – штунда завелась; там народ совсем перестал жить по-божески, – словом, вез­де явились признаки общего недомогания... Умные люди в Петербург не могли этого недомогания не заметить, ибо оно давало себя знать и крупными недоимками в податях, и по­вальными переселениями куда-то, и разными видами бес­порядков, и картинами крестьянского разорения: и вот стали ломать себе головы над всевозможными проектами улучше­ния материального и экономического быта крестьян. Работа полезная и цель благая!

    Но могла ли и может ли она быть всемогущей и чудотвор­ной, если оказывается, что в основах народной жизни новых поколений не лежит ничего прочного, и молодой парень растет в мыслях неуважения к Церкви, к семье и к обязанностям, из этого уважения истекающим?

    Очевидно, мы пришли к эпохе, когда сама жизнь вместо всяких мудрствований сказала ясно и просто, что нельзя на одних вещественных и экономических основах обеспечить порядок и благосостояние многомиллионного народа, а надо, прежде всего, установить и упрочить духовные основы народного быта. С крестьянином, изучающим букашки и обезьян у народного учителя, наглядно обучающего, дальше кабака или переселенческой конторы, оказалось, не уйдешь; и сам собой явился вопрос: не пойдет ли жизнь лучше, стройнее и действи­тельно вперед, если школу для крестьянина начать с учения о Боге, о почитании родителей, о повиновении власти, о че­сти и честности, о труде и трудолюбии, о помощи ближнему, о трезвости и воздержании, – если научится крестьянин читать, писать и считать, и в то же время молиться и участвовать в богослужении посредством пения?

    И вот после всевозможных скитаний по бурям житей­ского моря и экскурсий в области лженародного развития, где явились лжепророки, лжеучителя, лжезнаменитости, Богом осененная рука царственного кормчего России тихо и твердо возвращает народную школу к ее началу, не остав­ляя всеми мерами печься о народном вещественном благо­состоянии.

    Мудрость царского деяния очевидна в его простоте: чтобы мог народ пользоваться действительно, а не на бумаге только плодами улучшения своего вещественного быта, ему прежде всего нужен порядок в жизни, а порядок в жизни немыслим без усвоения каждому в народе с детских лет Христовых за­поведей любви, почитания и поведения. С этого все должно начинаться в жизни народа, и школа его прежде всего.

    И да будут же благословенны те государственные люди в России, которые, не страшась книжников и фарисеев века сего, решились сказать царю: «Для блага Русского народа Новой России нужно прежде всего ему вернуть его древнюю церковно-приходскую школу!»

    И затем остается надеяться, что мудрые и священные сло­ва царские: «Надеюсь, что приходское духовенство окажет­ся достойным своего высокого призвания в этом важном деле» отзовутся в сердце каждого приходского священника не словом только, не порывом только, но началом новой жизни, заветом возрождения.

    Ведь им, приходским священникам, вверяет царь души миллионов своих детей для просвещения!

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (29.09.2016)
    Просмотров: 53 | Теги: Русское Просвещение | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 462

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru