Русская Стратегия

      Цитата недели: "Восстановление потрясённой гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени. Но для этого нужно прежде всего быть достойным высокой ответственной роли, нужно быть духовно сильным и хотеть своего права." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1174]
Русская Мысль [213]
Духовность и Культура [231]
Архив [631]
Курсы военного самообразования [37]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
мышкинъ

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Игорь Иванов. Русское Подполье. Введение

     

    Фальсификаторам истории России не удастся вычеркнуть из памяти народа факта существования ВСХСОН, и я уверен, что главные идеи этой организации будут реализованы в будущей России.

    Бернард Каравацкий,

     польский антикоммунист,

    политзаключённый

     

    1967 год был для Советского Союза особенным. В том году коммунистическая партия отмечала 50-летие октябрьского переворота в России и подводила итоги своего полувекового владычества. 

    Юбилей встречали с размахом: празднества продолжались в течение всего года. Повсюду проводились торжественные собрания, вручались знамёна, предприятия и учреждения наперебой рапортовали о досрочном выполнении планов и соцобязательств…

    В Москве в честь 50-летия Октября лучшие высотники поднимали красный флаг на только что построенной Останкинской телебашне – самом высотном в мире творении человеческих рук… В Баку к юбилею торжественно открывали метрополитен, из Сибири отчитывались о запуске первых гидроагрегатов Красноярской ГЭС…

    Не отставали и деятели культуры: члены творческих союзов встречали Октябрь новыми творениями, прославляющими революцию и её вождя; театры ставили революционные пьесы – популярный тогда московский «Современник» поставил целых три! А дабы захватить революционной романтикой молодёжь, в юбилейном 1967 году кинематографисты выпустили на экраны снятый по всем канонам американских вестернов боевик – «Неуловимые мстители».

    Цифра «50» алела кровью на фасадах домов, плакатах, открытках, газетных полосах, гигантских сооружениях уличной наглядной агитации. Страну охватила волна юбилейной показухи…  

    Но особое значение партийное руководство придавало юбилейным торжествам в Ленинграде – «колыбели революции». На берегах Невы готовили грандиозное театрализованное представление с участием кораблей Балтийского Флота и крейсера «Аврора», который должен был сняться со своей «вечной» стоянки и встать у Зимнего дворца, чтобы ровно в 21 час 40 минут повторить выстрел, послуживший в октябре 1917-го сигналом к «историческому штурму».

    На улицах Ленинграда замелькали странно одетые люди в чекистских кожанках, красноармейских шлемах и перетянутых пулемётными лентами матросских бушлатах – то готовились к массовым костюмированным шествиям и представлениям работники старейших ленинградских предприятий (сейчас это назвали бы военно-исторической реконструкцией). Ещё весной в городе появились круглые афишные тумбы образца начала XX века с развешанными на них копиями первых советских декретов: Ленинград как бы вновь окунулся в атмосферу полувековой давности. И внешне могло показаться, что страна, в самом деле, переживает своеобразный революционно-большевицкий ренессанс, наглядно демонстрирующий плакатное единство партии и народа. 

    Но так только казалось…

    В самый разгар подготовки к торжествам по Ленинграду поползли невероятные слухи о том, что в городе идут… аресты и обыски: в середине февраля 1967-го Комитет Государственной Безопасности раскрыл широкую подпольную организацию, готовившую вооружённый захват власти и свержение коммунистической диктатуры… Подпольщики именовали свою организацию Всероссийским Социал-Христианским Союзом Освобождения Народа – ВСХСОН.

    Поговаривали, что подпольные группы ВСХСОН действовали в нескольких городах Советского Союза, а центр всего заговора находился в Ленинградском государственном университете. Заговорили о возможных расстрелах… 

    Ничего подобного в брежневском СССР до тех пор не случалось. Для партийных вождей известие о действовавшей в стране крупной подпольной антикоммунистической организации прозвучало как гром среди ясного неба. Разумеется, никаких официальных сообщений об этом в советских средствах массовой информации не было. Более того, упоминать о ВСХСОН  строжайше запретили: сам факт существования этой организации не подлежал огласке. И хотя утаить информацию не удалось – слухи об аресте большой группы подпольщиков распространились по стране и проникли на Запад – история социал-христианского подполья на долгие годы так и осталась одной из загадок советской эпохи. 

    Так что же произошло в Ленинграде в феврале 1967-го? Кем на самом деле были схваченные КГБ подпольщики? Почему имя их лидера впоследствии стало столь широко известно на Западе, но оставалось почти неизвестным в Советском Союзе? Почему даже диссиденты не слишком охотно упоминали о социал-христианском подполье, а если и упоминали, то нередко с оттенком неодобрения? Наконец, почему десятилетия спустя, когда в «демократической России» бывшие борцы против тоталитарного режима были реабилитированы, а некоторые из них справедливо названы героями, руководители ВСХСОН юридически так и остались числиться… «преступниками»?..

     

     

    *   *   *

     

    Молчание, несколько десятилетий окружавшее ВСХСОН, – не случайно. В Советском Союзе все материалы, связанные с антикоммунистическим сопротивлением, начиная с 1917 года, были засекречены и упрятаны в чрево архивов КГБ и библиотечных спецхранов; антикоммунисты – вычеркнуты из истории или бессовестно оболганы. Новые поколения, родившиеся и воспитанные в условиях тоталитаризма, долгое время не знали ни большинства имён героев сопротивления, ни подробностей их деятельности.

    Только в конце 1980-х годов, когда партия провозгласила политику «гласности» и приоткрыла двери спецхранов, когда стало возможным говорить в средствах массовой информации на некоторые запрещённые ранее темы, в СССР стали узнавать правду об истории своей страны. Но это была далеко не вся правда: объявленная Михаилом Горбачёвым «гласность» носила ограниченный характер, строго дозировалась и касалась, в основном, лишь некоторых явлений и событий сталинской эпохи.

    Казалось, после падения тоталитарного режима в Советском Союзе, выстроенная партией и КГБ информационная блокада будет окончательно снята. Сама историческая справедливость требовала, чтобы крах величайшей в истории Империи Лжи* завершился «Вторым Нюрнбергским трибуналом» и осуждением коммунизма; чтобы участники сопротивления, положившие свои жизни или вою свободу в фундамент победы над тоталитаризмом, были признаны в Свободной стране национальными героями.

    Но ничего этого не произошло. «Второй Нюрнбергский трибунал» так и не состоялся. Шутовской «суд над КПСС» в 1992 году инсценировали в Москве самими же коммунисты. Партийная и комсомольская номенклатура, сменив декорации, остались полновластными хозяевами на обломках разваленного ею Советского Союза; вчерашние партаппаратчики, чекисты, их родственники и ставленники в одночасье превратились из «верных ленинцев» – в олигархов, банкиров, депутатов, губернаторов, президентов… О героях же антикоммунистического сопротивления в «новой России» старались не вспоминать: эти люди оказались нежелательными и потенциально опасными для её властителей. До сего дня большинство участников антикоммунистического движения – от Белых добровольцев 1917–1922 годов до руководителей ВСХСОН – в этой стране юридически продолжают считаться «преступниками»…

    Характерно, что и в наши дни, когда и самого Советского Союза давно не существует, руководители Российской Федерации – юридической преемницы СССР – не спешат предавать широкой огласке тайны партии и её карательных органов. Сегодняшняя «элита» РФ крайне не заинтересована ворошить недавнее прошлое… А потому многие страницы новейшей истории остаются как бы в тени, в стороне от внимания официальной исторической науки и средств массовой информации. Об этих страницах в РФ стараются умалчивать, их тайны по-прежнему скрыты в архивах спецслужб.

    Только летом 2007 года Федеральная Служба Безопасности (ФСБ)  – преемница КГБ – решилась рассекретить некоторую часть архивных документов, относящихся к массовым репрессиям периода 1920-х – 1950-х годов. Что же касается материалов более позднего времени, то они продолжают пребывать под грифами секретности…

     

     

    *    *    *

     

             О Всероссийском Социал-Христианском Союзе Освобождения Народа написаны и опубликованы сотни статей, его деятельности посвящены несколько книг. К сожалению, многие из этих работ и сейчас малодоступны для широкого круга читателей, ведь большинство из них, по понятным причинам, выходили в условиях самиздата или в эмиграции.

             На Родине печатная информация о ВСХСОН впервые появилась в апреле 1968 года: о расправе КГБ над участниками Союза сообщила тогда «Хроника текущих событий» – машинописный самиздатовский бюллетень, издававшийся группой правозащитников под редакцией Н.Е. Горбаневской, С.А. Ковалёва, Т.М. Великановой и других. В «Хронике» были приведены имена многих членов ВСХСОН, сообщалась краткие сведения о целях и политических взглядах организации [i]. На протяжении нескольких лет «Хроника текущих событий» периодически публиковала сообщения о дальнейшей судьбе осуждённых подпольщиков.

             Вслед за сообщениями «Хроники» в самиздате и в западной печати стали выходить и другие материалы о ВСХСОН. Но скудная информация, разными путями просачивающаяся на волю, не могла дать достоверного представления о деятельности, взглядах и личностях социал-христиан.

             Более подробные сведения о Социал-Христианском Союзе появились в самиздате, а затем и в русской эмигрантской периодике в начале 1970-х благодаря публикациям Владимира Николаевича Осипова – известного общественного деятеля, публициста, политического узника. Будучи заключённым в советском концлагере, В.Н. Осипов познакомился там с некоторыми членами ВСХСОН и, выйдя на свободу, посчитал своим долгом рассказать об этой организации. Таким образом, В.Н. Осипова можно считать первым историком социал-христианского подполья.

    В середине 1970-х на Западе вышло несколько значительных изданий, посвящённых ВСХСОН. Это составленный профессором Стенфордского университета Джоном Дэнлопом сборник «Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа» (YMCA-PRESS, Париж, 1975), в котором впервые была опубликована Программа ВСХСОН, а также книга Дж. Дэнлопа «The New Russian Revolutionaries» (Northland Publishing Company, Belmont, Massachusetts, 1976).

    Материалы о ВСХСОН публиковались и в русских эмигрантских периодических изданиях – журналах «Вестник РСХД», «Вече», «Грани», «Наши Вести», «Посев», «Русское Возрождение», «Часовой», газетах «Единение», «Наша Страна» и других. 

    Особое место в освещении истории ВСХСОН принадлежит Евгению Александровичу Вагину. В своё время Е.А. Вагин был в числе основателей ВСХСОН. Во второй половине семидесятых он эмигрировал в Италию и опубликовал на Западе ряд исключительно ценных материалов, относящихся к деятельности и судьбам социал-христиан.

    Но издания, выходившие за рубежом, редко попадали в Советский Союз, где по-прежнему о ВСХСОН, как и о других страницах русского антикоммунистического движения, знали очень мало.

    Говоря об исторической достоверности и объективности публикаций, касающихся ВСХСОН, нужно отметить, что, к сожалению, некоторые из них содержали множество неточностей, основывались не на реальных фактах, а на легендах и слухах. Причиной тому чаще всего служил недостаток информации у авторов. Это относится, в частности, ко многим ранними статьям о ВСХСОН в эмигрантской печати, а также к части материалов «Хроники текущих событий»: издатели этого бюллетеня выпускали его в весьма специфических условиях самиздата и, конечно, не всегда имели возможность перепроверить приводимую ими информацию, хотя в целом «Хроника» отражала ситуацию верно.     

    Нужно учитывать и другие обстоятельства. Публицисты и мемуаристы, писавшие о ВСХСОН в 1960-е – 1980-е годы (в том числе и В.Н. Осипов), не могли быть полностью откровенны: в то время социал-христиане находились в лагерях, тюрьмах или под надзором КГБ, и недопустимо было усугублять их положение, подставляя под новые удары. На эту тенденцию сознательного умалчивания и упрощения обратил внимание ещё профессор Дж. Дэнлоп, разбирая раннюю статью В.Н. Осипова «Бердяевский кружок в Ленинграде». Дэнлоп отметил, что автор этой статьи явно вводит читателей в заблуждение, изображая членов ВСХСОН, как хотя и прекрасных, но якобы бездеятельных интеллектуалов, лишь читавших и перепечатывавших книги, ибо с такой картиной все другие свидетельства и документы не согласуются [ii].   

    Не следует забывать и об идейных оппонентах, заведомо отрицательно относившихся к деятельности социал-христиан, что сказалось на степени объективности их оценок. Это, в частности, относится к некоторым представителям «эмиграции третьей волны»**, склонным настороженно, а то и прямо враждебно воспринимать всё, связанное с русским патриотическим движением. Не удивительно, что в их работах деятельность ВСХСОН, как правило, освещена в негативном свете.

    Не последнюю роль в этом сыграло ещё одно важное обстоятельство: КГБ, выполняя приказ своего шефа Юрия Андропова, целенаправленно занимался распространением на Западе дезинформации о ВСХСОН, распуская через свою агентуру, западную и эмигрантскую прессу дикие слухи и небылицы о социал-христианах.

    Материалы по делу руководителей социал-христианского подполья и до сего дня засекречены ФСБ. Правда, во второй половине 1990-х и в начале 2000-х гг. в российской печати были опубликованы кое-какие сведения о ВСХСОН. Обстоятельная статья об этой организации вошла в IX том Православной энциклопедии, упоминания о Союзе Освобождения Народа появились на страницах школьных и вузовских учебников. Но, увы, некоторые новейшие статьи и исследования, затрагивающие эту тему, не только не пролили свет на историю ВСХСОН, но, напротив, повторив старые мифы и слухи, добавили новые…***

    Уже в 1990-е годы в русской эмигрантской печати вышли воспоминания и некоторых участников организации – Б.А. Аверичкина, Л.И. Бородина, Е.А. Вагина, В.Ф. Ивойлова, А.И. Сударева... А наиболее значительным произведением о ВСХСОН, опубликованном в России, стала книга Леонида Ивановича Бородина «Без выбора» (Москва, «Молодая гвардия», 2003), в которой бывший член Социал-Христианского Союза, а впоследствии известный писатель, с пронзительной откровенностью рассказал о своей жизни и пути в русском патриотическом движении, в том числе о деятельности в подполье и годах, проведённых в заключении. Впрочем, Л.И. Бородин в данном случае не ставил перед собой задачи написать книгу о ВСХСОН. «Без выбора» – это, прежде всего, рассказ автора о самом себе, его размышления о судьбе России, автобиографическая повесть, сюжет которой разворачивается на фоне широкой картины жизни российского общества в 1950-е – 1990-е годы.

    История ВСХСОН так и не была написана, как не написана до сих пор и объективная история ленинской партии и антикоммунистического сопротивления. Для новых поколений россиян беспощадная война большевизма против России всё ещё остаётся самой неизвестной из всех «неизвестных войн»…

     

     

    *   *   *

     

             Идея написания этой книги зародилась в год 40-летия ВСХСОН. За это время было собрано большое количество документов и фотографий, относящихся к деятельности ВСХСОН и судьбам его участников; составлены библиография и биографический справочник – в настоящее время наиболее полный источник по персоналиям социал-христианского подполья, в который вошли сведения о всех его членах, а также о большинстве кандидатов в члены ВСХСОН.

             Представленные в этой книге материалы – уникальны: для её создания были привлечены личные архивы и воспоминания членов ВСХСОН и других участников антикоммунистического движения в России, некоторые подлинные документы коммунистических карательных органов – судебных и КГБ – а также официальные документы самого Социал-Христианского Союза.

             Автор приносит искреннюю благодарность людям, которые оказали деятельное содействие в работе над книгой: Игорю Вячеславовичу Огурцову (С.-Петербург) – за предоставленные им ценнейшие материалы, фотографии и консультации; Марине Константиновне Кротовой (С.-Петербург) – за неоценимую помощь в составлении биографического справочника участников ВСХСОН; Елене Никитичне Санниковой (Москва) – за весьма полезные критические замечания. 

             Автор почтительно склоняется перед памятью ушедших из жизни членов ВСХСОН: Леонида Ивановича Бородина, Валерия Ивановича Нагорного, Вячеслава Михайловича Платонова и Михаила Юхановича Садо, оказавших своими советами и архивными материалами помощь в работе над этой книгой.

     


    * Считается, что термин «Империя Лжи» по отношению к коммунистической системе впервые использовал диссидент Дмитрий Михеев (См.: Вагин Е. Воспоминания о прошедшем // Вече. 1998. № 62. С.186). Позднее стало широко известным выражение «Империя Зла», употреблённое президентом США Р. Рейганом. (Здесь и далее – прим. автора).

    ** Традиционно к первой волне российской эмиграции ХХ в. относят тех, кто покинул Россию в период революции и Гражданской войны 1917–1922 гг. Ко второй – бежавших от большевиков в 1945 г. Третья волна – преимущественно еврейская эмиграция, начавшаяся в массовом порядке с 1970-х гг. К третьей волне относят и советских немцев, уезжавших в ФРГ в то же время, а также «невозвращенцы», диссиденты и др. В период с 1970 по 1988 гг. из СССР уехало примерно 291 тыс. евреев и членов их семей. Немецкая эмиграция в этот период была значительно меньшей. КГБ нередко использовал эмигрантский поток третьей волны для заброски на Запад своей агентуры, в т.ч. под видом «невозвращенцев» и «высылаемых» диссидентов.

     

    *** См. напр.: Митрохин Н. Русская партия. Движение русских националистов в СССР 1953-1985. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. 624 с.

     

     


    [i] Хроника текущих событий. – 1968.  – 30 апр. – Вып.1.

    [ii] Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа. Программа, суд, в тюрьмах и лагерях. – Париж: YMKA-PRESS, 1975. С 22.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (18.04.2016)
    Просмотров: 202 | Теги: игорь иванов, россия без большевизма, всхсон | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 504

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru