Русская Стратегия

      Цитата недели: "Восстановление потрясённой гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени. Но для этого нужно прежде всего быть достойным высокой ответственной роли, нужно быть духовно сильным и хотеть своего права." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1176]
Русская Мысль [213]
Духовность и Культура [233]
Архив [635]
Курсы военного самообразования [38]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Константин СМИРНОВ. Заложники нищеты, или Русские в Узбекистане
    http://ic.pics.livejournal.com/noordenwind/36003364/385020/385020_1000.jpgМиллион русских и полтора миллиона русскоязычных в Узбекистане оказались сегодня в довольно сложном положении. В солнечной республике у них все меньше шансов найти “место под солнцем”, а историческая родина ведет себя по отношению к ним как злая мачеха.
     
    По результатам переписи населения, в 1989 году в Узбекистане проживало 1 миллион 660 тысяч русских. Сейчас осталось не больше миллиона. То есть уехал фактически каждый третий. Эмиграция из Узбекистана пережила три крупные волны. Первая, и наиболее многочисленная, была в начале 90-х. Вторая волна прокатилась в середине прошлого десятилетия. Третья обусловлена в основном экономическими причинами — не все хотят жить на 20—30 долларов в месяц. Правда, сейчас русских уезжает уже не больше 20 тысяч в год. Причина проста — переезд стал немыслимо дорог.
     
    Чтобы понять, что сегодня чувствуют оставшиеся в Узбекистане русские, надо знать, как они там жили раньше. Не секрет, что в советское время центр уделял развитию своих республик внимания больше, чем развитию многих областей РСФСР. К примеру, в Узбекистане почти не существует пресловутой жилищной проблемы. Сегодня там за копейки можно скупать квартиры десятками. В республике вполне нормальные дороги — в Ташкенте почти не знают, что такое серьезные пробки (иногда, правда, приходится минут 15 стоять, когда Президент едет на работу). Новые узбекские города, которые строили советские люди по улучшенным градостроительным нормам, да и сам восстановленный после землетрясения 1966 года Ташкент — это очень комфортные места жительства.
     
    Узбекские русские являлись “двигателями прогресса” и поэтому занимали самые значимые должности в республике. Они были “холеными” горожанами — получали неплохую, по советским меркам, зарплату, имели квартиру или дом. Большинство могло обеспечить детям получение высшего образования, а катание по курортам превращалось в некое состязание. Да что там курорты! Любому сибиряку казалось чудом, что 300 дней в году переливаются солнцем, что в январе здесь порой бывает плюс 20 градусов, что можно вдоволь есть виноград, гранаты, абрикосы, за которые в России всегда платили втридорога. Многие русские душой прикипели к этому краю и уже не помышляли об иной жизни.
     
    И вот подул “ветер перемен”. Все, что строилось и наживалось долгие годы, рухнуло и обесценилось. Вдруг выяснилось, что русские — это не строители и ученые, а подлые и вероломные колонизаторы, о чем сейчас кричат все новые учебники истории в республике. Русские изверги, оказывается, пили кровь простого узбекского народа, который без них может вмиг преобразиться и разбогатеть. Был принят закон “О государственном языке”. Русские градом посыпались даже с небольших должностей. Напряжение нарастало, воздух наэлектризовался. Многим стало просто страшно.
     
    Начался массовый побег на историческую родину. Все бы ничего, да только в суматохе забыли, что не всем по силам такой марш-бросок, и в республике “зависли” миллион русских и полтора миллиона русскоязычных. О последних — особое слово. Татарстан в составе РФ, но примет ли он 500 тысяч узбекских татар? Куда податься узбекской мордве и чувашам? Куда девать больше 200 тысяч абсолютно обрусевших корейцев, чьи родители бежали от ужасов войны Южной и Северной Кореи? Этими вопросами, похоже, никто не задается. Тем не менее эти 2,5 миллиона человек, что, согласитесь, немало, очень обеспокоены за свое будущее и будущее детей, потому что они чувствуют, что в республике у них почти нет перспектив.
     
    Впрочем, в 2006 году в 27-миллионном населении республики количество “извергов и колонизаторов” настолько уменьшилось, что напряженная обстановка почти полностью разрядилась. Узбеки почувствовали себя абсолютными хозяевами положения и даже вновь стали испытывать к русским некоторую симпатию. Все ведь еще помнят, как плечом к плечу разные народы воевали в Великой Отечественной, как всем Союзом восстанавливали разрушенный до основания после землетрясения Ташкент, как вместе строили предприятия, шахты, электростанции, мосты, как делали плодородной Голодную степь... “Без русских нам плохо”, — в бедной узбекской глубинке можно услышать и такое.
     
    Однако симпатии простого народа, как известно, могут не совпадать с симпатиями власти. В мае 2005 года американцы планировали в Узбекистане очередную для региона “цветную революцию”. В тот период все кому не лень “пинали” через СМИ Узбекистан. Россия была одной из немногих стран, кто в этот трудный момент всецело поддержал действия руководства республики. Ислам Каримов встречался с Владимиром Путиным с тех пор уже полдюжины раз. Путин так много за последний год не контактировал ни с кем из руководителей СНГ. В мае 2006 года Каримов сердечно призвал российских бизнесменов поучаствовать в приватизации узбекистанских предприятий и объектов.
     
    Все — и русские, и узбеки — почувствовали: между странами произошло потепление. Министром экономики всем на удивление назначили русского — Вячеслава Голышева. Правда, всего на пару месяцев...
     
    Но это на верхних этажах большой политики. Что же касается обыденной жизни, то русских по-прежнему отовсюду “выжимают”. Что там министр экономики! Даже начальник ЖЭКа или заведующий кафедрой русского языка в захолустном пединституте должен быть человеком титульной национальности. Русские и, к примеру, корейцы на высоких должностях — редкое исключение. Причина этой неофициальной национальной политики — не в неприязни к русским. В Узбекистане чудовищная безработица. Еще 20 лет назад здесь жили 17 миллионов — теперь на 10 миллионов больше. 45 процентов населения — молодые люди, часто безработные. Клановая система, веками действующая на Востоке, подразумевает “пропихивание” членов многочисленной узбекской семьи поближе к “рыбным местам” во власти и бизнесе. На места стареющих русских усаживают молодых и “перспективных” узбеков. Создана система, благодаря которой пенсионерам просто невыгодно работать — они теряют значительную часть своей пенсии.
     
    Что же до молодых русских, то их некому “пропихивать” — русские в республике “гости”, будь они даже сто раз гражданами государства. В Узбекистане для русских установлен негласный “потолок”, выше которого прыгнуть нельзя. Это, конечно, не касается таких областей, как большой спорт или искусство, но в большинстве остальных случаев “потолок” больно бьет по макушке, напрочь перекрывая все мечты и амбициозные планы. Большие проблемы у русской молодежи и с образованием. С каждым годом уменьшается количество русскоязычных групп в вузах. Поступить можно в основном по большому блату или за хорошие деньги. Хромает и сам учебный процесс, и в итоге студент выходит из университета с дипломом, который можно разве что поставить на полку на память. Большинство русской молодежи после вуза работают не по специальности, а в России эти дипломы ценятся не больше чем фантики от “сникерсов”.
     
    Русские стараются держаться поближе друг к другу, и в итоге равномерного расселения по республике не получается. Русские живут в Ташкенте и столичной области, сохраняются небольшие русские островки в Фергане, Самарканде и Навои. Отойдешь на шаг в сторону от этих “заповедников”, и выясняется, что узбекская молодежь уже двух слов не может связать по-русски.
     
    Узбекистанские русские были очень обижены на В. Путина, когда он сказал, что “те, кто хотел, уже давно уехали, а остались лишь те, кому там нравится”. Впоследствии Путин изменил свое мнение по этому вопросу. В 2006 году российский Президент пригласил русских из разных республик СНГ заселять на льготных условиях Дальний Восток. Но резкая смена климата — путешествие из жары в холод — для многих была бы самоубийственна. Давно замечено, что, к примеру, пенсионеры, совершая подобное, очень быстро умирают. Было бы более логично приглашать узбекистанских русских в южные области России. На исторической родине у переселенцев, особенно молодых, появилась бы перспектива, и, возможно, это внесло бы позитивные изменения в демографическую ситуацию. Пока же в бывших республиках СССР дело с воспроизводством русских обстоит гораздо хуже, чем в самой России. Работники местных загсов и роддомов отмечают, что русские играют свадьбы и рожают детей очень редко. Более-менее сносно обстоят дела в Северном Казахстане, но чем южнее, тем положение плачевнее.
     
    Многие русские, живущие в республиках Центральной Азии, постоянно думают о переезде в Россию. Понятно, что состояние неопределенности вместе с “чемоданным настроением” не располагает к повышению рождаемости. Местные психологи даже выявили такой массовый феномен, как “запрет на любовь”. Чрезвычайно много стало “разорванных семей”, когда один из супругов или дети уехали в другую страну в поисках лучшей жизни и из-за финансовых неурядиц годами и десятилетиями не могут увидеться с родными. Нередки случаи, когда супруг уезжает на заработки в Казахстан или РФ и исчезает там, и хорошо, если просто находит другую семью... В бывших республиках СССР в Центральной Азии не нашли или потеряли семейное счастье тысячи русских людей. И это — настоящая трагедия.
     
    Беда и с русскими пенсионерами в Узбекистане. Большинство из них о переезде не помышляют. Как они будут жить в России, если им не будут платить пенсию, пока идет оформление гражданства? Российским властям это, может быть, и на руку. Но по совести ли это — бросить десятки тысяч своих соотечественников за рубежом доживать без всяких надежд на встречу с Родиной?
     
    Самая большая проблема русских в Узбекистане — это их крайнее обеднение, даже обнищание. Куда в России приткнется ташкентец, который выручит за свою отличную трехкомнатную квартиру в узбекской столице лишь пять тысяч долларов? А куда может пристроиться житель узбекских Ангрена или Алмалыка, продав жилье с мебелью за несколько сотен (!) долларов? Ему ведь даже на билеты до РФ для всех членов семьи не хватит!
     
    А со стороны исторической родины пока никакой реальной помощи не поступало. Чаще возникает впечатление, что людям специально создают всевозможные препоны. Помнится, кто-то в центральных российских СМИ заикался, что “почему же приезжие не проходят регистрацию в российских городах, ведь это так просто?”. В том-то и дело, что даже примитивная регистрация или получение разрешения на работу для приезжих русских — это порой муки на пределе возможностей, моральных и материальных. Хотя приезжие русские — это отличная рабсила. В южных регионах России тысячи молодых переселенцев могли бы, в случае предоставления им служебного жилья, закрыть непрестижную ныне “бюджетную сферу” — работать учителями, врачами, заполнить иные необходимые для страны вакансии. Но такие программы — из сферы фантастики.
     
    Пока русских не пускают в Россию, они нашли временную альтернативу — Казахстан. Там и заработки выше, чем в Узбекистане, и бизнес развивается более динамично, и отношение к русским более уважительное. Переехавшие в Казахстан русские говорят: вот немножко здесь поживем, заработаем маленько, глядишь, и в Россию прорвемся.
     
    Из окружения, как всегда, придется прорываться с “боями”...
     
    Ташкент
    Источник
    Категория: История | Добавил: Elena17 (14.09.2016)
    Просмотров: 136 | Теги: на этнической войне, соотечественники, постсоветская россия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Нужно ли в России официально осудить преступления коммунистической власти и запретить её идеологию?
    Всего ответов: 363

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru