Русская Стратегия

      Цитата недели: "Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями её современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [938]
Русская Мысль [189]
Духовность и Культура [183]
Архив [511]
Курсы военного самообразования [27]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
belapa

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Марина Кротова. ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ. К 160-летию со дня рождения генерал-лейтенанта Александра Матвеевича КОВАНЬКО

    Санкт-Петербург. Железнодорожная станция «Воздухоплавательный парк». Рядом оживленная трасса – большегрузные машины, легкие автомобили, рейсовые автобусы… Редко кто, оказавшись в этом месте, замечает трехэтажное здание строгой классической архитектуры. Дом расположен за бетонным забором, на западной стороне нынешнего Витебского проспекта. Ничто, кроме названия железнодорожной станции, сегодня не говорит о том, что именно здесь, на бывшем Волковом поле, был заложен краеугольный камень Военного Воздушного Флота России, а трехэтажное строение с массивным аттиком – главное здание некогда знаменитой Офицерской воздухоплавательной школы, где учились первые российские пилоты…
    На здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы (нынешний адрес Санкт-Петербург, улица Парковая, дом 5-9) установлена мемориальная доска, где говорится о том, что здесь, на территории бывшего Волкова поля, в 1885 г. впервые формировалась Кадровая команда военных воздухоплавателей, преобразованная в 1890 г. в Учебный Воздухоплавательный парк, ставший центром военного воздухоплавания страны. Основателем и начальником Парка с 1885 по 1917 г.г. был А.М. Кованько.

    Кто же он, Александр Матвеевич Кованько, чьими трудами было создано уникальное учебное заведение ВВС России?

    Из полтавских казаков
    В некоторых справочных изданиях советского времени биография А.М. Кованько приведена в сильно сокращенном виде, с искажениями и ошибками, которые, увы, переходят и в современные публикации. Наиболее распространенной ошибкой является неверная дата рождения – 17 (29) марта 1856 года, тогда как Александр Матвеевич родился 4 марта (ст.ст.) 1856 года, что подтверждается документами, хранящимися в архивах и в семье его петербургских потомков. Саша Кованько появился на свет в Литейной части Санкт-Петербурга, в Эртелевом переулке (ныне улица Чехова). Был вторым ребенком в патриархальной православной семье. Его отец – небогатый служилый дворянин, горный инженер Матвей Иванович Кованько, мать – добродетельная супруга Матвея Ивановича Софья Александровна. В Послужном списке М.И. Кованько, хранящемся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА), говорится о том, что инженер Кованько «по Высочайшему повелению, изъяснимому в Приказе по Корпусу Горных Инженеров 1854 г. за № 12 командирован за границу на два года для осмотра и изучения горнозаводских производств, где и находился по февраль месяц 1856 года». В то время Матвей Иванович и познакомился с Софьей Александровной, немкой по национальности. В 1855 году, еще за границей, у супругов родилась дочь Мария. Вторым ребенком стал Саша – будущий военный воздухоплаватель…
    Кованько – фамилия потомственных полтавских казаков. В «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» включен герб рода Кованько. В описании говорится: « В червленом щите три опрокинутых с золотыми рукоятьми меча, упирающихся соединенными остриями в золотой полумесяц. Между рукоятьми две серебряные о шести лучах звезды, а под полумесяцем третья таковая же звезда. Нашлемник: пять страусовых перьев, из коих среднее – серебряное, второе и третье – червленые, а крайние – золотые. Намет: справа – червленый с серебром, слева – червленый с золотом. Щитодержатели: два запорожца в одеянии и вооружении XVII столетия». Среди представителей фамилии Кованько – инженеры, педагоги, ученые, предприниматели, военные. В Санкт-Петербурге и сейчас проживает Елизавета Евгеньевна Сергеева, правнучка Матвея Ивановича и внучка Александра Матвеевича. Она – врач-педиатр, нынешний хранитель семейного архива. Благодаря помощи Елизаветы Евгеньевны было подготовлено немало публикаций, посвященных петербургскому Воздухоплавательному парку и Александру Матвеевичу Кованько.
    Но вернемся в 19-й век. Горный инженер Матвей Иванович Кованько скончался 45 лет от роду. Судя по документам ЦГИА, Матвей Иванович служил благородно и самоотверженно. Ему приходилось постоянно ездить из столицы на рудники Восточной Сибири, совершать практические осмотры, а также сопровождать караваны с драгоценными металлами. В горном производстве он занимал ответственные должности, имел Высочайшие награды. Был чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Такой напряженный труд и подорвал здоровье Матвея Ивановича. Софья Александровна осталась одна с девятью детьми. Благодаря помощи родственников, в первую очередь – родных братьев Матвея Ивановича, все дети получили хорошее воспитание и образование, в том числе и Александр.
    Он владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал маслом, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция из нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем Кованько. Сохранились его расчеты устройства скрипки.
    По окончании гимназии (в ЦГИА есть документы, говорящие о том, что Александр Кованько учился – 5-й и 6-й класс — в 1-й классической гимназии Санкт-Петербурга, однако в списке выпускников этого учебного заведения его нет, видимо, аттестат он получал в другой гимназии) Александр Кованько поступает в Николаевское инженерное училище, которое окончил в 1878 году, а затем – в Офицерский класс Технического Гальванического училища.

    «Комиссия по применению воздухоплавания…»
    В мае 1878 года подпоручик Кованько в составе понтонного батальона несет войсковую службу на территории Турции, таким образом, в победе русских войск в той великой Освободительной Балканской войне есть вклад и молодого офицера Кованько.
    Уже позже Александр Матвеевич заведовал Учебной гальванической командой Лейб-гвардии Саперного батальона, преподавал саперное дело.
    …Несмотря на все достижения России конца ХIX века – как в науке, так и на театрах военных действий – в определенных областях военного искусства мы пока отставали от европейских государств. Вот почему 27 октября (ст.ст.) 1884 года военный министр генерал П. С. Ванновский издает Указ о создании специальной «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», таким образом, подчеркнув, что Россия далее не желает отставать от той же Франции в деле освоения воздушного пространства, в том числе и в военное время.
    Первые испытания привязного аэростата в зоологическом саду Санкт-Петербурга проводила военная воздухоплавательная комиссия под руководством генерала Э.И. Тотлебена. Летом 1870 года аэростат был переведен в Усть-Ижорский саперный батальон, где вновь проводились испытания этого аппарата. Было принято решение о том, что аэростаты могут и должны быть применены в военных целях… Тем не менее средства на испытания выделялись с трудом. Через несколько лет началась очередная русско-турецкая война, которая продемонстрировала и проблемы русской армии, в том числе – недостаточную техническую оснащенность…
    Военное воздухоплавание – именно этот, еще не виданный в русской армии род войск, и призван был создавать двадцативосьмилетний Александр Матвеевич Кованько. К тому времени он уже имел свыше десятка изобретений, отмеченных наградами Русского технического общества, опыт преподавательской работы, знал иностранные языки.

    На Волково поле
    Итак, в Санкт-Петербурге началось формирование команды военных воздухоплавателей, ее возглавлял Александр Кованько. Команда была расквартирована зимой 1885 года на Волковом поле, на южной окраине города.
    В кадровой команде проводились опыты по боевому применению аэростатов: сигнализация с воздушных шаров посредством разноцветных лампочек, освещение местности с аэростата прожектором, участие в маневрах войск, розыск затонувших судов, ночное фотографирование…18 мая (ст.ст.) 1886 года Кованько впервые с аэростата, на высоте 800 метров, осуществил фотографирование Петербурга. Был получен замечательный снимок Стрелки Васильевского острова, обошедший страницы многих научных и популярных изданий. Так началась военная практическая русская аэрофотография.
    Сам Кованько много летает. Без его участия в те годы не проходил практически ни один военный полет аэростата в России. Были, к сожалению, аварии. Александр Матвеевич четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе, однако это ничуть не ослабило его огромного интереса к воздухоплаванию. Этот интерес он умел передавать и другим – и маститым ученым мужам, и молодым воспитанникам. Известен полет на воздушном шаре Д.И. Менделеева 7 августа (ст.ст.) 1887 года для наблюдения солнечного затмения. ( Знаменитый ученый долго ждал такой возможности, и вот Русское техническое общество сообщает Дмитрию Ивановичу, что в Твери будет снаряжен военный воздушный шар.) Управлять воздушным аппаратом должен был поручик Кованько. Но в этот момент выяснилось, что утренний дождь намочил аэростат, и тот не может поднять в воздух двух человек. А до солнечного затмения оставались считанные минуты! Зрители видели, что Менделеев что-то сказал поручику, и тот вылез из корзины, вкратце объяснив профессору, как управлять аэростатом. После этого шар отвязали, и он начал подниматься. Менделеев выкинул из корзины табурет, на котором предполагалось сидеть, и начал руками выбрасывать отсыревший балласт из песка… Это было рискованное путешествие, благополучно, к счастью, закончившееся. Так молодой поручик Кованько стал учителем воздухоплавания для великого ученого…
    В русско-японской войне Кованько принимает участие как командир первого Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Тогда к применению аэростатов в войне было еще довольно скептическое отношение, тем не менее именно аэростаты принесли большую пользу в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура. По окончания войны Кованько был произведен в генерал-майоры. Опыт боевого использования военных аэростатов позволил русскому командованию принять решение о формировании второго воздухоплавательного батальона.
    Еще раньше, в 1894 году, А.М. Кованько представил в Императорское русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального винта (пропеллера) к нему. В 1906 году Александр Матвеевич ставил перед Главным инженерным управлением Военного ведомства вопрос о создании при Учебном Воздухоплавательном парке аэродинамической лаборатории. Он даже приобрел в эту лабораторию машину для испытания воздушных винтов. В 1908 году генерал Кованько направляется в командировку за границу – досконально изучать аэропланное дело. Вернувшись в Россию, Александр Матвеевич уже был твердо уверен в том, что в родной стране нужно самим создавать авиацию. «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, нельзя зависеть от иностранных заводов. Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими, – писал генерал. – Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения…Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».
    Учебный Воздухоплавательный парк становился крупнейшим центром отечественного воздухоплавания. Так, в 1908 году жители Московской заставы увидели полет первого военного русского дирижабля «Учебный». Автором проекта дирижабля был талантливый военный инженер, штабс-капитан Афанасий Иванович Шабский. Позже на отечественных заводах были построены дирижабли «Кречет», «Лебедь», «Голубь», «Ястреб», «Альбатрос», «Кобчик»……
    Именно тогда начиналась и новая эра в покорении неба – все более и более умы и сердца завоевывают аппараты тяжелее воздуха. По проекту генерала Кованько на базе Учебного Воздухоплавательного парка в 1910 году была создана Офицерская воздухоплавательная школа. В 1911 году начинает действовать Корпусной аэродром (западнее Волкова поля), тогда в ОВШ появляется авиационный отдел. Среди первых доблестных авиаторов – выпускники ОВШ – Г.Г. Горшков, Е.В. Руднев, Н.Н. Данилевский, П.Н. Нестеров, Е.Н. Крутень, И.У. Павлов, А.А. Ширинкин, М.А. Бабушкин и десятки других. Все они стали гордостью русской авиации, героями Первой мировой войны.

    Александр Матвеевич умел зажигать молодые сердца и создал династию авиаторов – летчиками стали оба его сына, Александр и Андрей, и оба зятя (мужья дочерей Веры и Надежды) – Роберт (в крещении Антоний) Нижевский и Михаил Ивков.
    У генерала Кованько была прекрасная семья. В 1887 году он обвенчался с Елизаветой Поповой – дочерью русского адмирала Андрея Александровича Попова, создателя первого русского броненосца «Петр Великий». У Александра Матвеевича и Елизаветы Андреевны было семеро детей: Вера, Александр, Надежда, Андрей, Елизавета, Александра и Варвара. Все дети жили в Воздухоплавательном парке, в Офицерском доме. Жизнь каждого из них была яркой и драматичной и заслуживает отдельного описания. Главным же для каждого было – православное воспитание, воспитание преданности православному Отечеству, любовь отца и матери.

    «Во славу нашего Государя,
    во славу нашей Родины – России…»
    Перед началом Первой мировой войны генерал-лейтенант Кованько передал Государю-Императору Николаю II докладную записку, в которой обосновал необходимость комплексной реформы Воздушного флота с учетом конкретных стратегических целей, производственных, организационных и технических возможностей.
    К тому моменту Александр Матвеевич Кованько был кавалером многих боевых орденов, за участие в русско-японской войне награжден золотым Георгиевским оружием «За храбрость». Он совершил более 60 полетов на воздушных шарах и более 20 на управляемых аэростатах, чем подавал постоянный пример офицерам и нижним чинам.
    Одним из ярких документов, свидетельствующих о христолюбивой, благородной натуре Александра Матвеевича Кованько, является приказ № 231 по Учебному воздухоплавательному парку, изданный в связи с началом русско-японской войны. Документ, к счастью, дошел до наших дней – Варвара Александровна, младшая дочь генерала, его сохранила, как и прочие воспоминания, документы, вещи, фотографии.
    Этот военный приказ, по нашему мнению, может служить образцом для всех современных командиров.

    Выписка из приказа № 231
    по Учебному Воздухоплавательному Парку по строевой части 18 августа (ст.ст.) 1904 года, п.3
    «Высочайшим приказом я назначен Командиром Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона и отправляюсь на Дальний Восток в действующую армию. Наступило время поработать на войне с шарами, к чему мы так долго подготовлялись в мирное время. Даст Бог, и нам удастся принести пользу русским войскам во славу нашего Государя, во славу нашей Родины – России!
    Расставаясь с родным мне парком, я земно кланяюсь всем остающимся здесь сотрудникам и друзьям, которые всей своей службой и усердной и честной работой показали себя чисто русскими людьми и достойными деятелями нашей родной семьи.
    Благодарю за любовь и ласку господ офицеров парка и всех нижних чинов. Дай же, Боже, и всем остающимся здесь потрудиться дружно и в будущем, как трудились эти двадцать лет, которые я провел среди доблестных воздухоплавателей Учебного Воздухоплавательного Парка. Прошу не забывать в будущем Вашего старого командира, от всей души и сердца любящего всех Вас».

    … Александр Матвеевич Кованько скончался в день Воскресения Христова – после святого причастия, 20 апреля 1919 года, в Одессе, в военном госпитале. К тому времени здоровье Александра Матвеевича было сильно подорвано – сказались частые полеты на воздушных шарах. К сожалению, потомки генерала Кованько не имеют материальной возможности навещать могилу своего знаменитого деда и прадеда… Нет возможности и часто приходить и в Воздухоплавательный парк, часть которого с весны 2006 г. заняло коммерческое предприятие ( здания проданы за 33 миллиона рублей, а земля отдана в аренду на 10 лет), а оставшаяся территория находится в резерве Вооруженных Сил России..
    Именно поэтому так важна установка мемориальной доски на фасаде дома на нынешней улице Чехова, 6, где родился Александр Матвеевич Кованько, имя которого, к сожалению, сегодня знает даже далеко не каждый летчик. Необходимо сохранить и мемориальный военный городок Воздухоплавательного парка, который, увы, постепенно разрушается, хотя некоторые здания еще можно с успехом реставрировать. Эти здания были построены под руководством Александра Матвеевича, и, судя по сохранившимся фотографиям, вся эта своеобразная «воздухоплавательная усадьба» содержалась в идеальном порядке. Чего, увы, не скажешь о нынешней «воздухоплавательной» территории.
    …В нынешнем году исполнилось 160 лет со дня рождения русского генерала воздухоплавания – Александра Матвеевича Кованько. В Санкт-Петербурге живет не один десяток неравнодушных людей, которые хорошо знают историю Воздухоплавательного парка и чтят память своего земляка – благочестивого и смелого генерала Кованько.
    В 2009 году, 8 октября, на месте разрушенной большевиками церкви во имя Пророка Божия Илии (этот первый храм русских авиаторов храм был сооружен на территории Учебного Воздухоплавательного парка в 1899 году, Александр Матвеевич Кованько, будучи в Парке, непременно принимал участие в литургии, служил алтарником) радениями патриотической общественности Санкт-Петербурга (особо надо упомянуть Илью Васильевича Попова и Юрия Михайловича Лозыченко) был установлен и освящен поклонный крест. В течение нескольких лет 2 августа, в Ильин день, возле креста проводятся молебны, где поминают первых русских военных воздухоплавателей…
    Но усилий краеведов-энтузиастов явно не хватает для того, чтобы достучаться до военных властей и сохранить мемориальный городок на Волковом поле. То удивительное место, откуда русский военный аэронавт Александр Матвеевич Кованько и его доблестные сослуживцы поднимались в небо на воздушном шаре – во благо Отечества, во славу России.

    Категория: История | Добавил: Elena17 (16.03.2016)
    Просмотров: 102 | Теги: русское воинство, сыны отечества, марина кротова, даты | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 457

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru