Русская Стратегия

      Цитата недели: "Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями её современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [954]
Русская Мысль [189]
Духовность и Культура [185]
Архив [517]
Курсы военного самообразования [27]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » История

    Миф об «отсталой России» Николая I

    Грянем песню круговую
    Про царя на русский лад.
    Царь наш любит Русь родную,
    Душу ей отдать он рад.

    Прямо русская природа;

    Русский видом и душой,
    Посреди толпы народа
    Выше всех он головой.

    Василий Жуковский, Песня русских солдат



    Россию времен правления Николая Павловича принято считать «отсталой». Мол, Восточная (Крымская) война показала всю гнилость и слабость режима, который «пропустил» промышленную революцию, которая произошла на Западе. Однако это обман. Война с коалицией передовых западных держав как раз показала силу Российской империи, которая выстояла с небольшими потерями в борьбе со всем Западом и продолжила развитие. А правительство Николая, наоборот, активно развивало промышленность, внедряло различные новшества, вроде железных дорог, осуществляло масштабное строительство. В области культуры время правления Николая стало Золотым Веком русской литературы и русского искусства.

    Миф «о победе мракобесия»

    Что бы ни писали и ни говорили про императора Николая I его враги, никто не сможет зачеркнуть того факта, что его царствование было золотым веком русской литературы и русского искусства. В николаевскую эпоху жили и творили или духовно сформировались такие выдающиеся представители Русской культуры, как: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский, Лев Толстой, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, Н. Я. Языков, М. Загоскин, М. Ю. Лермонтов, И. Кириевский, С. Т. Аксаков, К. К. Аксаков, Ив. Аксаков, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, А. Фет, Н. Лесков, А. К. Толстой, А. Островский; гениальный математик Н. И. Лобачевский, биолог К. Бер, химик Зинин, открывший анилин; великие художники А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. Федотов, Ф. Бруни, скульптор П. К. Клодт; композиторы М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский; историки С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин; знаменитые языковеды Ф. Буслаев, А. Х. Востоков; замечательные мыслители Н. Я. Данилевский и К. Леонтьев и многие другие выдающиеся деятели русской культуры. Царствование Николая I — это самый расцвет русской культуры, никогда одновременно не жило такого большого количества выдающихся деятелей русской культуры, ни до Николая Павловича, ни после него.

    В 1827 году было основано Общество Естественных наук. В 1839 году закончено строительство Пулковской обсерватории. В 1846 году возникло Археологическое общество, учреждена Археологическая экспедиция, членами которой было спасено много древнейших документов, которые были обречены на уничтожение, так как хранились кое-как. Русская национальная литература, русская национальная музыка, русский балет, русская живопись и русская наука, бурно развиваются именно во всячески опорочиваемую эпоху Николая. И не вопреки, а при поддержке русского императора.

    Миф об «отсталой России» Николая I


    Портрет Николая. Живописец Н. Сверчков

    «Отсталая николаевская Россия»

    Экономика. В первой трети XIX века экономика Российской империи стала всё более отставать в своём развитии от ведущих держав. Александр Павлович оставил после себя тяжелое наследие, как в промышленности, так и финансах. Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с передовыми западными державами, где в то время уже подходила к концу Промышленная революция, фактически не существовало. В экспорте России полностью преобладало сырье, почти все виды промышленных товаров, необходимые стране, приобретались за рубежом.

    К концу царствования царя Николая I ситуация сильно изменилась. Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, легкая. Быстро развивались текстильная и сахарная отрасли, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и паровозы. Интенсивно строились шоссейные дороги с твердым покрытием. Так, из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70%) было построено в период 1825—1860 гг. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.

    По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I. Благодаря протекционистской промышленной политики, проводившейся Николаем, дальнейшее развитие России пошло по пути, отличному от большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки (колонии и полуколонии Запада), а именно — по пути индустриального развития, что гарантировало независимость русской цивилизации. Стоит отметить, что одной из главных целей Англии в Восточной (Крымской) войне была ликвидация протекционистской политики в области экономики в России. И британцы добились своего, при Александре II преобладала либеральная политика, что привело к серьёзным проблемам народного хозяйства.

    По мнению академика С. Г. Струмилина, именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века (Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960). В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых машин и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась. С 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза.

    Подошла к концу эпоха крепостного труда. Крепостной труд в промышленности быстро вытеснялся свободным трудом, к чему николаевское правительство прилагало немалые усилия. В 1840 году было принято решение Государственного совета, утверждённое Николаем, о закрытии всех посессионных фабрик, использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840—1850 годов, по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик. К 1851 году число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тыс., в то время как в конце XVIII — начале XIX вв. их число превышало 300 тыс. человек.

    Быстрое развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за Николаевский период выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 году до 9,2 % в 1858 году.

    Схожая картина наблюдалась и области финансов. В начале 1820-х годов следы Отечественной войны 1812 года и последующих войн были ещё весьма заметны, как и ошибок правительства Александра в сфере финансов. Население многих губерний было разорено, долги правительства частным лицам платились неаккуратно; внешний долг был огромным, равно как и бюджетный дефицит. Нормализация финансовой сферы связана с именем Е. Ф. Канкрина. Ему император говорил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я».

    Основой политики Канкрина, который занимал пост министра финансов с 1823 по 1844 год, связана политика протекционизма, восстановление металлического обращения, и улучшение государственной отчетности и счетоводства. В таможенной политике Канкрин строго придерживался протекционизма. После тарифа 1819 года, который, по словам Канкрина, убил в России фабричное производство, правительство нашло вынужденным прибегнуть к тарифу 1822 года, составленному при участии Канкрина. За время его управления министерством финансов проходили частные повышения окладов тарифа, завершившиеся в 1841 году общим его пересмотром. В заградительных таможенных пошлинах Канкрин видел не только средство покровительства русской промышленности, но также и способ получения дохода с привилегированных лиц, свободных от прямых налогов (богачи были потребителями предметов роскоши, которые ввозились с Запада). Понимая, что именно при системе протекционизма особенно важно поднятие общего технического образования, Канкрин основал в Петербурге Технологический институт. В результате проведения денежной реформы 1839-1843 гг. в России была создана довольно устойчивая система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото.

    Масштабные имперские проекты. В 1828 году было завершено строительство здания Главного штаба в Петербурге (его строили с 1819 г.). В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Главный штаб и его триумфальная арка с колесницей в честь победы над Наполеоном входят в число основных архитектурных символов Петербурга и России. Здание имеет самый длинный классический фасад в мире, 580 м.

    Большой театр в Варшаве — грандиозное здание в стиле классицизма, строилось с 1825 года и было торжественно открыто 24 февраля 1833 года. В 1834 г. было завершено строительств соединенного здания Сената и Синода. 1843 г. завершено строительство Киевского Императорского университета св. Владимира. В 1839 году одновременно с началом строительства Храма Христа Спасителя в Московском Кремле началось строительство нового дворца, который должен был соответствовать частично возрождавшимся столичным функциям города. Строительство Большого Кремлевского дворца было в целом завершено в 1849 году, хотя отдельные части, в частности, корпус, в который переехала Оружейная палата из старого здания времён Александра I, были завершены в 1851 году.

    Развитие коммуникаций. В 1824-1826 гг. было построено Симферопольско-Алуштинское шоссе. В 1833-1834 гг. введено в строй Московское шоссе — первая в центральной России внегородская дорога с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием. Строительство было начато в 1817 году. К концу царствования Александра I была введена в строй первая очередь шоссе от Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. В 1830-1840 гг. возведено Динабургское шоссе — дорога с гравийным покрытием, каменными мостами и каменными почтовыми станциями между Петербургом и крепостью Динабург (позднее Двинск, ныне Даугавпилс), стоявшей на берегах Западной Двины. По сути, это была первая часть Петербургско-Варшавского шоссе. В 1837 году на южном берегу Крыма было открыто шоссе между Алуштой и Ялтой. Дорога продолжала построенное ранее Симферопольско-Алуштинское шоссе.

    В 1849 г. была введена в строй крупнейшая в то время дорога с твёрдым покрытием в стране (около 1 тыс. верст), проходившая от Москвы мимо крепости Бобруйск до крепости Брест-Литовск, где оно соединялось с построенным ранее Варшавским шоссе. В 1839-1845 гг. построили Московско-Нижегородское шоссе (380 верст). В 1845 г. вступило в строй Ярославское шоссе (от Москвы до Ярославля). В 1837-1848 годах Алуштинско-Ялтинское шоссе было продлено до Севастополя. Южнее Новгорода две главных дороги от Петербурга в центр страны — Московское шоссе и Динабургское шоссе — окончательно расходились, поэтому оба шоссе решено было соединить ещё одним шоссе от Новгорода к окрестностям Пскова. Новгород-Псковское шоссе построили к 1849 г. При этом примерно от середины этого шоссе была построена введённая в строй в 1843 году ветвь Шимск — Старая Русса (Старорусское шоссе).

    В 1825-1828 г. возведен канал герцога Александра Вюртембергского, он соединял Мариинскую водную систему (ныне Волго-Балтийский водный путь) с бассейном Северной Двины. Канал назван в честь организовавшего его строительство главы российского Ведомства путей сообщения Александра, герцога Вюртембергского. К 1833 г. была проведена коренная реконструкция Обводного канала в Петербурге. Канал стал фактической границей города, а в дальнейшем служил местом притяжения промышленности, как удобная транспортная магистраль. В 1846 г. был введен в строй Белозёрский канал длиной в 63 версты. В 1851 г. возведен Онежский канал. В 1837-1848 гг. шла коренная реконструкция Днепровско-Бугского водного пути.

    В 1837 г. введена в строй Царскосельская железная дорога — первая в России и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 вёрст. В 1845-1848 гг. поэтапно введена в строй первая крупная железная дорога на территории империи — Варшаво-Венская железная дорога (длиной в 308 верст). В 1843-1851 гг. построена первая железная дорога с колеёй 1524 мм — двухпутная Петербургско-Московская железная дорога (604 версты). В 1852-1853 гг. возведена первая очередь Петербургско-Варшавской железной дороги (участок Петербург — Гатчина). Дальнейшее строительство дорог затормозила Крымская война и её последствия.

    В Николаевский период строились крупные мосты. В 1851 г. открыт крупнейший в Европе на тот момент Веребьинский мост высотой 53 м и общей длиной 590 м. Мост проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской железной дороги. В 1843-1850 гг. по проекту инженера С. Кербедза возведен Благовещенский мост через Неву в Петербурге. Мост длиной 300 м имел 8 пролётов, на нём впервые в России была произведена поворотная система разводного пролёта. В 1853 г. введен в строй один из крупнейших в мире для своего времени Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве.

    Крупнейшие крепости. Сам Николай подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Восточной (Крымской) войны. Крепости на западе и северо-западе прикрыли центральные области Российской империи, и не позволил противнику нанести более серьёзный удар по России.

    В правление Николая продолжалась строительство (её начали строить в 1810 г.) и совершенствование крепости Динабург. Официально крепость вступила в строй в 1833 г. В 1832 г. генерал И. Ден на слиянии Вислы и Нарева начал строительство новой грандиозной цитадели — Новогеоргиевской крепости. Это было крупнейшее и сильнейшее в мире фортификационное сооружение своего времени. Строительство завершилось в 1841 г. По мнению Тотлебена, Новогеоргиевск стал единственной в стране полностью достроенной и отвечающей своему назначению крепостью. В дальнейшем крепость не раз модернизировали. Ударными темпами в 1832-1834 гг. была построена Александровская цитадель. Крупная кирпичная крепость в Варшаве была построена после подавления Польского восстания, как для обороны страны, так и для контроля ситуации в Царстве Польском. Николай во время своего визита в город прямо сказал, нарушившим верность русскому престолу жителям города, что в следующий раз крепость, в случае чего, разнесёт польскую столицу в щебёнку, а сам он после этого Варшаву восстанавливать не станет. В 1832—1847 гг. была возведена мощная крепость на берегу Вислы в Люблинской губернии — Ивангород.

    В 1833-1842 гг. была возведена одна из самых крупных крепостей на западной границе — Брестская крепость. В состав крепости входили четыре укрепления, располагавшихся на частично и полностью искусственных островах. В центре была построена Цитадель с храмом и кольцевой оборонительной казармой длиной 1,8 км из особо прочного кирпича. Цитадель со всех сторон прикрывали Кобринское (Северное), Тереспольское (Западное) и Волынское (Южное) укрепления. Каждое укрепление представляло собой мощную крепость с эшелонированной обороной. Позднее крепость неоднократно модернизировалась. Брестская крепость впоследствии покрыла себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны и стала одним из национальных символов русской цивилизации.

    Миф об «отсталой России» Николая I


    Холмские ворота Цитадели Брестской крепости

    Кронштадтская крепость, сильно пострадавшая от наводнения 1824 г. в это время подверглась коренной реконструкции. Грандиозное строительство, как и боевая подготовка, велось фактически под непосредственным надзором царя, который лично проектировал её укрепления и посещал крепость в этот период в среднем 8 раз в год, часто без предупреждения. Была произведена перестройка Центральной крепости Кронштадта в камне (1825-1840). Реконструирован дерево-земляной морской форт «Цитадель» («Император Пётр I»), сильно пострадавший от наводнения 1824 года, его решили перестроить в камне (1827-1834). Построен морской форт «Император Александр I» (1838-1845). В 1850 г. была введена в строй батарея «Князь Меншиков». Батарея была построена в виде трёхэтажного сооружения с боевой площадкой наверху из особо прочного кирпича, полностью облицованного гранитом. Батарея получила на вооружение 44 трёхпудовых бомбических орудия, являвшиеся самыми серьёзными морскими орудиями того времени. В 1845-1849 гг. построена первая очередь крупнейшего и сильнейшего форта Кронштадтской крепости — форт «Император Павел I». Стены форта на 2/3 состояли из гранита, что делало их почти неуязвимыми для артиллерии того времени. Форт к началу Крымской войны уже был готов принимать участие в боевых действиях, хотя полностью его строительство было завершено уже позднее. Следует отметить, что с началом в 1854 году Крымской войны началось незапланированное крупное экстренное усиление Кронштадтской крепости. Таким образом, столица Российской империи была надежно защищена с моря и англо-французский флот во время Восточной войны не решился атаковать Петербург.

    Миф об «отсталой России» Николая I


    Форт «Император Александр I»

    С 1834 г. началась коренная реконструкция морской крепости Севастополь. Основное внимание на этом этапе работ уделялось укреплению обороны с моря, что не удивительно, учитывая, что Российская империя имела тогда самую сильную в мире армию, а вот флот уступал передовым державам (Англия и Франция). К 1843 году были введены в строй крупные Александровская и Константиновская казематированные береговые батареи (форты). Модернизация крепости продолжалась вплоть до начала Крымской войны. Приморские укрепления были полностью завершены, поэтому противник во время войны не решился атаковать Севастополь с моря. Однако сухопутные укрепления начали активно строить только с 1850 г. и не успели завершить. Их завершили силами солдат, матросов и горожан уже во время осады союзной армией.

    Таким образом, очевидно, что Николай I заклеймен «деспотом и тираном», «Николаем Палкиным», так как самым активным образом отстаивал национальные интересы России, был настоящим рыцарем, который делал всё от него зависящее, чтобы империя процветала и была могучей державой.

    Миф об «отсталой России» Николая I
    Автор Самсонов Александр
    Категория: История | Добавил: Elena17 (08.07.2016)
    Просмотров: 101 | Теги: Дом Романовых, Русское Просвещение, даты | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Нужно ли в России официально осудить преступления коммунистической власти и запретить её идеологию?
    Всего ответов: 240

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru