Русская Стратегия

      Цитата недели: "Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями её современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [954]
Русская Мысль [189]
Духовность и Культура [185]
Архив [519]
Курсы военного самообразования [27]

Поиск

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    Раис Сулейманов. Русские мусульмане. Ч. 4.

    Отношение русского общества к русским мусульманам

     

    У неофитов в исламе наиболее первой трудностью становится реакция их родственников на принятие ими новой, исторически нетрадиционной для их народа религии. Американская исследовательница Кэрол Л. Энвэй, изучавшая в США проблему взаимоотношений родителей-немусульман со взрослыми дочерями, принявшими ислам и носящими хиджаб, пишет: «Изначальная реакция родителей опрошенных женщин охватывала широкий спектр - от принятия до отвержения и разрыва отношений. 46% отметили, что вначале их родители восприняли это в штыки, напряженно. У 23% респонденток родители отреагировали нормально, без стресса и гнева. 14% рассказали о положительном восприятии их родителями новости о принятии ислама, о поддержке с их стороны. Кто-то заметил, что это не дело родителей - одобрять или отклонять выбор своих взрослых детей» [41]. Таковы данные социологического исследования в США.

    В России к исламским неофитам степень отрицательного отношения в русской среде значительно выше, чем в США. В 2012 году был проведен опрос в Интернете об отношении к русским мусульманам, в котором приняло участие 5 176 человек, из которых 14% отнеслись нейтрально к исламским неофитам из числа русских, 1,8% - приветствовали их выбор, 32% опрошенных отнеслись отрицательно, но считают, что это их личное дело, 41% называют таких русских «предателями русского народа». Были опрошены в том числе и этнические мусульмане (татары), которые, что удивительно, относятся к принятию русских ислама далеко неположительно, считая, что русский все же должен исповедовать православие [42].

     

    Отметим, что для остального русского населения, даже секулярного, русский мусульманин будет отступником от русской идентичности, которая даже для светского общества ассоциируется с православием. Получается, что русский мусульманин - это «свой среди чужих, чужой среди своих». Отношение к русским мусульманам у русской национально-ориентированной интеллигенции в целом негативное. Так, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов, анализируя само явление перехода в ислам русских, отметил, что «нам неизвестен ни один русский мусульманин, который бы популяризировал национальную русскую культуру» [43], тем самым давая понять, что русский мусульманин теряет свою русскую национально-культурную идентичность, ей не дорожит и как бы выпадает из русского народа. Известный русский национал-интеллектуал Александр Севастьянов еще более категоричен в своих оценках: «Можно понять русского человека, думающего над выбором между русским православием и русским родноверием: тот и другой выбор исторически оправдан, обусловлен, он не грозит русскому народу гражданской войной. Но человек, выбирающий иную, неродную для нас религию, в первую очередь - ислам, должен понимать, что он делает шаг в бездну национального предательства» [44].

    Русская Православная Церковь следует византийской традиции отношения к исламским неофитам: русские мусульмане - это вероотступники. К православным священникам, которые перешли в ислам (Вячеславу Полосину и Владиславу Сохину, поскольку они были на момент принятия ислама действующими клириками РПЦ), отношение как к «иудам». При этом отметим, что если принятие ислама произошло в военном плену или в рабстве, то к таким русским мусульманам нет строгого канонического отношения как к вероотступникам. К русским женщинам, формально принявшим ислам в результате брака с мусульманином, но при этом не совершающим никаких религиозных мусульманских обрядов, отношение более снисходительное, хотя и неодобрительное.

    Примечательно, что отношение к русским мусульманам в русском обществе гораздо хуже, чем, например, к русским буддистам, кришнаитам или протестантам. Во многом подобный более ярко выраженный негатив именно к исламским неофитам русского происхождения вызван тем, что Россия столкнулась в постсоветский период с проблемой исламского терроризма, а также поведением мигрантов из Центральной Азии и сограждан с Северного Кавказа в российских городах. Наиболее отрицательное отношение в русском обществе вызывают русские мусульмане, примкнувшие к террористам.

    Принцип свободы вероисповедания, дающий возможность любому человеку в России быть приверженцем нетрадиционной для его этнической группы религии, на практике привел к обособлению русских мусульман от русского общества. По крайней мере, русская национально ориентированная общественность терпимее может относиться к русскому буддисту или неопротестанту (нам неизвестны публикации с резким отрицательным отношением к русским неофитам этих религиозных групп), чем к русскому, принявшему ислам. Подобная реакция вызвана, на наш взгляд, тем отношением, которое испытывает русское общество к мусульманам и через это формирует свое восприятие ислама. Его можно охарактеризовать как общественное беспокойство, связанное как с ростом религиозного радикализма среди мусульман, принимающего порой характер терроризма, так и поведением мусульман из Центральной Азии и Кавказа в российских городах, где они исторически не проживали. Регулярные заявления о миролюбии ислама контрастируют с деятельностью радикальных исламистов, что в свою очередь порождает недоверие к подобным заявлениям. Отсюда и настороженность, и негативная реакция по отношению к русским мусульманам.

     

    ***

    Русские мусульмане в отличие от всех иных примеров религиозного неофитства русских являются объектом наиболее горячих споров вокруг этой этноконфессиональной группы. Русские кришнаиты или русские буддисты не вызывают к себе столь пристального интереса, как русские, принявшие ислам. Споры ведутся вокруг отношения к этому явлению: считать ли переход некоторых русских в ислам ничего не значащим явлением в жизни общества, где свобода вероисповедания является законодательно закрепленным принципом религиозной жизни, или же признать это проблемой, таящей в себе опасность и негативные последствия? Страсти между религиоведами, общественностью, духовенством, государственными органами по поводу русских мусульман упираются именно в этот вопрос. Частота участия русских в рядах террористических банд, свойственный порой неофитам психологический настрой на крайнюю и радикальную трактовку религиозного учения, а также геополитическая ситуация, при которой Россия ведет военные действия против ИГИЛ в Сирии, в рядах которой присутствуют русские мусульмане, будет вызывать именно настороженное и подозрительное отношение к этой этноконфессиональной группе. Причем недоверие к русским мусульманам испытывают и этнические мусульмане, которые, с одной стороны, приветствуют принятие русскими ислама, с другой стороны, относится к ним не до конца как к равным. Русские мусульмане сами по себе являются свидетельством не только привлекательности ислама, но и слабой работы Русской Православной церкви среди своей потенциальной паствы. Отметим, что специальной миссионерской деятельности среди русских ни одна централизованная мусульманская религиозная организация в России не ведет: русские, принимающие ислам, делают это в основной своей массе добровольно.

    Масштаб этого явления не стоит преувеличивать и также не стоит приуменьшать. Его очень сложно с чем-то сравнить: если по поводу русских мусульман еще дается хоть какая-то, пусть и различающаяся в числовой оценке, статистика, то никто не называет численность этнических мусульман, перешедших в православие, чтобы провести сравнение, чья религия привлекательна для неофитов разных национальностей. Но можно сказать однозначно, что русские мусульмане, при всем разном отношении к ним, стали выделяющейся частью исламской уммы современной России: не замечать их уже невозможно.

     

    Примечания

     

    1. Излученко Т.В. Русский ислам: современное положение и тенденции развития // «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева». - 2013. - N1. - С.281-282

     

    2. Кимпаев С.К., Измайлова С.И. Прозелитизм в исламе // «Исламоведение». - 2013. - N1. - С.76

     

    3. Исламовед Алексей Старостин, проводивший с Хамзой Кузнецовым глубинное интервью, считает, что нельзя называть его русским мусульманином, если он сам себя этнически самоопределяет как татарин: «Национальность человека определяется по его собственной самоидентификации», - уверен исламовед (Из личной беседы автора).

     

    4. Силантьев Р. А. Роль новообращенных мусульман в расколах // "Имперское возрождение". - 2007. - N1

     

    5. Русский ислам: интервью с Сергеем Градировским // «Эксперт». - N6 (361). - 17 февраля 2003 года

     

    6. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. - С.342

     

    7. Баринов В. Все во благо, что от Аллаха. - Набережные Челны: ООО «ДДЦ «Ислам нуры», 2012. - С.9-11

     

    8. Цит. по: Сулейманов Р.Р. Ваххабизм в российских тюрьмах: распространение и последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России - Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: Р.М.Мухаметзянова-Дуггал, А.Т.Ахатов, И.В.Фролова, В.С.Хазиев / под общей ред. А.Б.Юнусовой. - Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. - С.260

     

    9. Нурутдинов И.И., Сафин Р.Р., Салагаев А.А. Конструирование образа ваххабизма в печатных СМИ // «Вестник экономики, права и социологии». - 2012. - N2. - С.233

     

    10. Гутнов В. «Мама, не волнуйся, я скоро приеду и все объясню» // «Независимая газета», 18 ноября 1999 года. URL: http://www.ng.ru/events/1999-11-18/2_mama.html (Режим доступа свободный)

     

    11. Палеха К. Диверсант чист перед Аллахом // "Время и деньги", 29 ноября 2002 года. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-1526-print-1.htm (Режим доступа свободный)

     

    14. Ахунов А. Почему русские принимают ислам? // «Независимая газета», 28 марта 2001 года. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2001-03-28/5_russian.html (Режим доступа свободный)

     

    15. Соколов-Митрич Д. Русский бен Ладен // "Известия", 21 января 2005 года. URL: http://izvestia.ru/news/298781 (Режим доступа свободный)

     

    16. Пухарева Н. Как россиянину не превратиться в биоресурс для «Аль-Каиды» // "Республика Башкортостан", 22 июля 2009 года. URL: http://resbash.ru/pdf/2009/7/RB-22-7-3.pdf (Режим доступа свободный)

     

    17. Булатов Э. Исповедь югорского террориста // "URA.ru", 26 марта 2015 года. URL: http://ura.ru/articles/1036264406 (Режим доступа свободный)

     

    18. МВД Таджикистана называет убитых россиян "террористами" // "Интерфакс", 20 июля 2009 года. URL: http://www.interfax.ru/russia/91034 (Режим доступа свободный)

     

    19. Старостин А. Н., Малашенко А. В. Ислам на современном Урале // Рабочие материалы Карнеги. Апрель N5. - М.: Московский центр Карнеги, 2015. - С.15

    20. Горевой Р. Ползучий террор: Исламский радикализм перебирается с Северного Кавказа в Поволжье // "Версия", 30 августа 2010 года. URL: https://versia.ru/islamskij-radikalizm-perebiraetsya-s-severnogo-kavkaza-v-povolzhe (Режим доступа свободный)

     

    21. Мальцев В. Башкирский джихад // "Независимая газета", 1 сентября 2010 года. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2010-09-01/4_jihad.html (Режим доступа свободный)

     

    22. Силантьев Р.А. Совет муфтиев России: история одной фитны. - М.: РИСИ, 2015. - С.500

     

    23. Солянская К., Мальцев С. Двойной подрыв семьи Раздобудько // "Газета.ру", 15 февраля 2011 года. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2011/02/15_a_3525746.shtml (Режим доступа свободный)

     

    24. На Ставрополье задержан ваххабит Виктор Двораковский // "Коммерсант", 14 июля 2011 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1678461 (Режим доступа свободный)

     

    25. Свердлов С. Откуда берутся террористы и бандиты? // "Астраханские новости", 22 июля 2011 года. URL: http://ast-news.ru/node/4354 (Режим доступа свободный)

     

    26. Алексеева Т. Родители Павла Печенкина, подорвавшегося в Волгограде, умоляли его вернуться // "Комсомольская правда", 30 декабря 2013 года. URL: http://www.kp.ru/daily/26177.5/3067051/ (Режим доступа свободный)

     

    27. Принявший ислам российский актер погиб, уехав воевать в Сирию // «Комсомольская правда», 25 января 2015 года. URL: http://www.kp.ru/daily/26333.7/3216204/ (Режим доступа свободный)

     

    28. «Исламское государство»: сущность и противостояние. Аналитический доклад / Под общей редакцией Я.А. Амелиной и А.Г. Арешева. - Владикавказ: Кавказский геополитический клуб, 2015. - С.80

     

    29. Михаил Головенко получил 6 лет в колонии за участие в войне в Сирии // "Челны ЛТД", 19 ноября 2015 года.  (Режим доступа свободный)

     

    30. Застреленный в Пяндже россиянин рвался на джихад в Афганистан // «Ислам и общество», 24 апреля 2015 года.  (Режим доступа свободный)

     

    31. Щебланова В., Ярская-Смирнова Е. Трагические парадоксы женского терроризма // «Гендерные исследования». - 2001. - N6. - С.240-241

     

    32. Иванов В.В. Распространение радикальных течений ислама в среде русского населения Поволжья и его последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России - Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: Р.М.Мухаметзянова-Дуггал, А.Т.Ахатов, И.В.Фролова, В.С.Хазиев / под общей ред. А.Б.Юнусовой. - Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. - С.223

     

    33. Володина М. Фата или пояс шахида? // "Российская газета", 14 июня 2013 года. URL: http://www.rg.ru/2013/05/28/reg-ufo/telefon.html (Режим доступа свободный)

     

    34. Излученко Т.В. Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе // «Исламоведение». - 2014. - N2. - С.28

     

    35. Гусман Исхаков: "Меня, как муфтия, не радует, что русские принимают ислам. Человек не должен каждый год менять свою нацию, свою религию" // "Портал-Credo.Ru", 30 апреля 2003 года. URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=111 (Режим доступа свободный)

     

    36. Цит. по: Ахунов А. Русские в исламе // «Татарстан». - 2004. - N3. - С.38-41

     

    37. Там же.

     

    38. Главы влиятельных на Ямале религиозных конфессий признали экспансию радикального ислама в регионе // "Русская народная линия", 25 апреля 2013 года. (Режим доступа свободный)

     

    39. Беккин Р.И. Русские мусульмане: заблудшая секта или авангард российской уммы? // "Дружба народов". - 2012. - N10. - С.171-172

     

    40. Кардинская С.В. Русские мусульмане: интерпассивность современной религиозности // «Вестник Удмуртского университета». - 2010. - Вып.1. - С.66

     

    41. Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего. - М.: Вече, 2005. - С.388

     

    42. Фирсов С.Л. «Третий путь» как альтернатива «Третьему Риму»: принятие ислама священниками Русской православной церкви // Процессы трансформации религий / под ред. проф. М.М.Шахнович. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2014. - С.218-219

     

    43. Энвэй К.Л. Выбравшие иной путь / пер. М. Эмами; ред. и примеч. А.Ежовой. - М.: ООО «Садра», 2014. - С.78

     

    44. В Казани выясняли причины перехода русских в ислам // ";REGNUM", 11 октября 2012 года. URL: http://regnum.ru/news/polit/1580459.html (Режим доступа свободный)

     

    45. Конференция "Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества" // «Мусульманский мир». - 2014. - N4. - С.134-135

     

    46. Севастьянов А. О русских мусульманах // "Агентство политических новостей", 27 августа 2013 года. URL: http://www.apn.ru/publications/print29920.htm (Режим доступа свободный)

     

    47. Бойков И. Джихад против Родины: Русские ваххабиты как особый тип национального предателя // «Завтра», 27 сентября 2012 года. URL: http://zavtra.ru/content/view/russkie-vahhabityi/ (Режим доступа свободный)

     

    Опубликовано на сайте Кавказского геополитического клуба

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (06.03.2016)
    Просмотров: 77 | Теги: раис сулейманов, внутренние угрозы, ислам в россии | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Нужно ли в России официально осудить преступления коммунистической власти и запретить её идеологию?
    Всего ответов: 243

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru