Это морская часть Русской гвардии, сформирована из придворной "гребецкой и яхтенской" команды созданных в 1710 г. Императором Петром I.
Одним из участников его создания являлся адъютант Великого князя Константина Павловича капитан-лейтенант П. Колзаков, получивший за это “Высочайшее благоволение” Императора Александра I. Как отдельное военно-морское формирование экипаж входил в состав российской императорской гвардии с присвоением особой формы одежды. Личный состав экипажа нес службу на императорских яхтах, стоял в караулах, привлекался к смотрам, парадам, другим торжествам.
Первоначально Гвардейский экипаж состоял из 4 рот, музыкантской и артиллерийской команд. Боевое крещение получил в Отечественной войне 1812 г., успешно действуя как инженерное подразделение. Особенностью действий моряков на первом этапе Отечественной войны стало то, что они, используя подручные средства, быстро сооружали переправы для отступающих русских войск, несли их охрану, а затем уничтожали мосты перед лицом приближающегося врага. В начале Бородинской битвы, дав возможность русским егерям отступить через Колочь, моряки подожгли мост. Однако уже по горящему мосту части 106-го французского полка все же удалось перейти реку. В контратаке приняли участие три русских егерских полка и команда моряков (30 чел). В результате французский полк был практически полностью уничтожен и противник на данном участке сражения более не предпринимал серьезных атак. В районе Багратионовых флеш отличилась и артиллерия Гвардейского экипажа, способствовавшая отражению кавалерийских атак на каре Измайловского и Литовского полков. Всего в Бородинской битве Гвардейский Флотский экипаж потерял 24 офицера и матроса убитыми и ранеными. 27 человек за отличие при Бородине были отмечены различными наградами в Бородинском сражении.
Так же Гвардейский экипаж отличился при Кульме в 1813 г., за которое получил Георгиевское знамя.
Игорь Чернозатонский
|