На совещании епископов Поместного собора РПЦ, происходившего 26 февраля (11 марта) 1918 года, накануне Недели Православия: «Ст. 7. СЛУШАЛИ: Предложение Его Святейшества [патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина)] обсудить вопрос о совершении чинопоследования Православия в неделю первую Великого Поста, где некоторые места требуют исправления или опущения, а в некоторых частях требуются, применительно к переживаемым Церковью обстоятельствам, и дополнения.
По довольном обсуждении ПОСТАНОВИЛИ: В чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое («Помышляющим, яко Православные Государи») выпустить, – двенадцатое оставить без изменения, после которого добавить новое: «Глаголющим хульная и ложная на Святую веру нашу и Церковь, восстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема, трижды»...
[Подписали]:
Председатель Совещания патриарх Тихон (Белавин);
Секретарь Серафим епископ Челябинский (Александров)».
Православное вероучение о Самодержавной власти гласит: «Если кто не по правде досадит царю или князю, да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина, если же мирянин: да будет отлучен от церковного общения» (84-е Правило святых Апостолов).
В чинопоследовании Недели Православия сказано: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются: и тако дерзающим противу Их на бунт и измену анафема, трижды». А выше по тексту чинопоследования говорится: «Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Следовательно священник и мирянин, отрицающий Самодержавную власть, то есть, не верящий в схождение на Императора Святого Духа при его короновании, отпадает от Церкви уже не мистическим только образом, а по церковному закону анафематствования.
Игорь Чернозатонский |