Вместе с христианством на Русь пришел и юлианский календарь, а с ним и традиция отмечать рождение года 1 марта. Еще во времена Великого князя Владимира на территории Киевской Руси использовалось византийское летосчисление, согласно которому отсчет лет велся от сотворения мира, которое произошло 1 марта 1 года.
Год сотворения мира, 5508 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция.
Однако, следует учесть, что год до петровской реформы начинался 1 сентября, поэтому в промежутке с 1 января по 31 августа разница с летоисчислением «от Рождества Христова» составляет 5508 лет, а для дат с 1 сентября по 31 декабря разница уже 5509 лет
В повести временных лет уже используется юлианский календарь с византийским летосчислением и римскими названиями месяцев.
В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, Великий князь Иван III повелел своим указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. 1 сентября 1492 года начало года было «отпраздновано» по новому. Кстати, именно в этот же день Великий князь Иван III велел всем жалобщикам являться в столицу. Эта традиция – встречи Нового года 1 сентября – продержалась на Руси почти двести лет – до 1700 года.
В Византии и на Руси существовал особый церковный чин "летопроизводства". В городах проходил торжественный крестный ход на центральную площадь, возглавлявший шествие епископ освящал воду, поздравлял и благословлял народ. В Москве XV-XVII века на этот праздник собиралось на Ивановской площади до 30 тысяч человек, к которым выходили с поздравлениями царь и патриарх.
После окончания праздничной службы на Руси было принято посвящать дань начала "лета благоприятного" делам милосердия. Беднякам и нищим щедро подавали милостыню, отдавали старую одежду и обувь. Бояре и богатые купцы устраивали сытные обеды для малоимущих, наделяли народ гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
|