9 марта 1917 года выходит Определение Святейшего Синода № 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием». «Послание Св. Синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») 9 марта 1917г. «Благодать вам и мир да умножится» (2 Петр. 1, 2).
Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.
Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжелую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.
Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.
[Подписи]:
Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;
Смиренный Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский;
Смиренный Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;
Смиренный Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;
Смиренный Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;
Смиренный Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;
Смиренный Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;
Смиренный Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;
Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов».
«Согласно распоряжениям высшей церковной власти, сделанным в марте 1917 г., употребление таких "контрреволюционных" слов, как "император", "царствующий" и им подобных, практически исчезло из официального лексикона богослужебной практики РПЦ. Таким образом, через несколько дней после начала Февральской революции Российская церковь перестала быть "монархической", фактически став "республиканской" (т.е. народоправческой или в переводе на греческий язык – Лаодикийской (Откр.3:14).
Одной из концептуальных точек зрения в целом всего российского духовенства весной 1917 г. было безусловное признание народовластия как новой формы государственного правления и всецелое подчинение ему. "Власть верховная возвратилась к народу", "власть принята народом в свои руки и до Учредительного собрания передана Временному правительству" – вот типичные формулировки в документах РПЦ весной и летом 1917 г.
Соответственно, Временное правительство рассматривалось официальным духовенством как "вышедшее из среды народных избранников", состоящее из народных представителей и обладающее "всей полнотой народной власти", которая, выражаясь словами резолюции Московского епархиального съезда, "вверена ему Богом и народом". Священнослужители не оспаривали, не ставили под сомнение легитимность власти Временного правительства, а полностью признавали ее»
|