27 марта 1920 года терские казаки — жители станиц Аки-Юртовской, Тарской и Сунженской вооруженными большевистскими отрядами были изгнаны из своих домов и построены в колонны, из 72 тысяч членов казачьих семей, выселяемых за Терек из трех станиц, прибыло к пунктам назначения только 35 тысяч. Никакое имущество казакам брать не разрешали, только семьям казаков-красноармейцев разрешили брать имущество, но не более одной телеги. Колонны пеших казаков-выселенцев под вооруженным конвоем двигались несколько десятков километров к железнодорожному разъезду Далаково, ныне город Беслан.
Путь к Беслану стал «маршем смерти». Всех пытавшихся бежать и тех, кто уже не мог идти, в первую очередь детей и стариков, конвоиры убивали. Вдоль дорог также стояли заранее собравшиеся чеченцы и ингуши, как писали тогда в документах — «группы возмущенных горцев», которые, не трогая конвоиров, убивали идущих в колоннах казаков. По словам современников, вся дорога до самого Беслана была покрыта телами убитых. Но и на конечном пункте — станции Далаково мучения выселяемых не закончились. Несколько сотен, а, возможно, и тысяч казаков — ввиду отсутствия вагонов, — были расстреляны из пулеметов и изрублены шашками на лугу в нескольких километрах от станции. Тела убитых были захоронены в заранее вырытых огромных ямах.
Истребление терских казаков продолжалось в течении всей весны 1920 года. Впоследствии были полностью выселены еще несколько станиц — Ермоловская, Закан-Юртовская (Романовская), Самашкинская, Михайловская, многие станицы были выселены частично. Точное число погибших во время мартовско-апрельской резни 1920 года неизвестно. Современными исследователями называются цифры от 4 000 до 35-38 000 человек. Но вряд ли эта цифра меньше 10 000.
Этот день и сегодня считается Днем поминовения терских казаков, репрессированных советским государством.
Игорь Чернозатонский |