Княжил с 1425 г. по 1462г., внук Дмитрия Донского. Несмотря на все внутренние безпорядки на Руси "смирный, добрый и всегда уступчивый" Великий князь Василий Темный свершил величайшее историческое решение: он решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.) с католиками, к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси.
1441 г. Успенский Собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии великого князя Василия II Темного. За литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, византийского царя Иоанна. Все безмолвствуют. “Вся князи умолчаша и бояре и иные мнози”,— говорит летопись. Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов — великого князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его “ересным прелестником”, “лютым волком”, губителем душ, великий князь обличает сего предателя. После совета с боярами государь сажает Исидора под стражу в Чудов монастырь, откуда купленный латинянами грек бежит в Рим. Святители же и бояре прославляли ум великого князя: “Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру; митрополит отдал ее на злате римскому папе и возвратился к нам с ересью”.
Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Великий князь Василий Тёмный был женат на Марье Ярославовне (в иночестве Марфа), княжне Боровской, дочери Ярослава-Афанасия Владимировича, князя Боровского, внучке князя Владимира Андреевича Храброго, от которой имел семь сыновей, в том числе великого князя Ивана III, и дочь, за князем Василием рязанским.
Игорь Чернозатонский |