Первоначально в состав Совета вошли двенадцать человек — руководители важнейших государственных учреждений и доверенные лица молодого правителя (генерал-фельдмаршал граф Н.И.Салтыков, генерал-прокурор Д.И.Трощинский, графы П.В.Завадовский и А.Р.Воронцов, братья Зубовы и др.).
В Совете должны были обсуждаться все важнейшие государственные дела и особенно проекты законодательных актов: «коренных и непреложных государственных постановлений» и «временных государственных постановлений», которые «определяют какое-либо обстоятельство государственное, по существу своему перемене подлежащее», — то есть текущее законодательство. Также Непременному совету предоставлялось право по своему усмотрению разрабатывать и представлять царю проекты государственных реформ.
Появление этого органа не означало ограничения власти монарха. В указе отмечалось, что Совет «не имеет действия внешнего, не входит ни в какие распоряжения по части исполнительной…, никаких указов от себя и от имени своего не издаёт…, силы другой не имеет, кроме силы совещания». Вместе с тем, присутствие в Совете представителей высшей титулованной знати и бюрократии делало его достаточно влиятельным. Так, ещё до коронации Александр I предложил на рассмотрение Совета проект указа о запрете продажи крестьян без земли. Однако Совет отнёсся к проекту неодобрительно, опасаясь крестьянских волнений и сопротивления дворянства, поэтому государю пришлось ограничиться введением запрета на печать объявлений о продаже крестьян в газетах.
Эта и другие неудачи совместной работы в области преобразований привели к тому, что с 1802 г. важнейшие вопросы государственного управления император предпочитал рассматривать в кругу ближайших соратников и подчинённых, без обращения к Непременному совету, который утратил своё первоначальное значение.
1 января 1810 г., на основании манифеста Императора Александра I об учреждении Государственного Совета, Непременный совет был упразднён.
|