Человек храбрый, не раз проявивший свое бесстрашие, Император Александр II был потрясен этим первым покушением. Не страх за собственную жизнь, а сознание, что стрелял в монарха России, в "помазанника Божия", русский человек, а не поляк, как ему сначала показалось, было тяжелым откровением и превосходило его понимание.
Толпа чуть не растерзала террориста. «Дурачьё! – кричал он, отбиваясь – Я для вас это делаю!». Это был член тайной революционной организации Дмитрий Каракозов. На вопрос Императора «почему ты стрелял в меня?» он дерзко ответил: «Ваше величество, вы обидели крестьян!». Тем не менее, именно крестьянин, Осип Комиссаров, толкнул незадачливого убийцу под руку и спас государя от верной гибели. Комиссаров Осип Иванович - шапочный мастер, уроженец Костромской губернии. После разлетевшейся вести о спасении Царя от руки убийцы простым русским мужиком в городе стало твориться нечто невообразимое. Во все церкви на торжественные молебны о здравии Государя стекались толпы народа. Уже вечером 4 апреля Осип Иванович Комиссаров, одетый соответственно случаю, присутствовал на приёме в Зимнем дворце, где удостоился Императорских объятий и горячей благодарности. Александр II повесил ему на грудь Владимирский крест IV степени и возвёл в потомственные дворяне с присвоением фамилии — Комиссаров-Костромской.
Спустя десять дней после покушения Каракозова Александр II поддержал предложение Священного Синода об "учреждении ежегодного повсеместного совершения в 4-й день апреля крестного хода на городские площади... с целодневным звоном".
Не понимало «дурачьё» заботы революционеров. Каракозова казнили, а в Летнем саду в память о спасении Александра II поставили часовню с надписью на фронтоне: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». В 1930 г. победившие революционеры часовню снесли.
|