Согласно этому Уставу создавался новый городской административно-полицейский орган — Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, уточнялись её функции и компетенция.
Первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I, однако создание соответствующих органов не вышло за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. При преемниках Петра формированию и дальнейшему развитию полицейских органов, превращению их в систему не только центральных, но и местных органов необходимого внимания не уделялось. Возникающие на местах проблемы требовали решения на общегосударственном уровне и могли быть решены путём реформирования центрального и местного управления, создания новых звеньев государственного аппарата, совершенствования законодательства.
Устав состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых полицией деяний.
Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния — коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.
Управа благочиния была подчинена губернскому правлению и выполняла разнообразные административно-хозяйственные и судебные функции.
Каждый город, насчитывавший более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель.
Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.
Помимо организационных основ полицейского управления, в уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться и полиция, и городское население: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».
Также устав нарисовал портрет идеального должностного лица, наделённого комплексом добродетелей и лишённого пороков и недостатков: он обязан был проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан был чинить равный суд, руководствоваться исключительно законом, покровительствовать невинному и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду».
|