Потомок татарского мурзы Чета, сын царедворца Федора Ивановича Годунова от брака со Степанидой Ивановной (в иночестве Снандулия).
Родился около 1551 г. Взращенный в хоромах Царя Ивана IV Грозного, состоял при втором саадаке (приборе вооружения луком и стрелами) царском в походе до Серпухова в 1570 г. Был дружкой невесты на третьей свадьбе Ивана IV в 1571 г. Находился рындой при царевичах Иване и Федоре в шведском походе 1572 г.
По завещанию Царя Ивана IV назначен 10 марта в состав пятичленной думы при молодом Федоре I, зяте своем, которым 31 мая, и лень коронования Федора, возведен в сан конюшего с званиями ближнего великого боярина, наместника царств Казанского и Астраханского в 1584 г.
Убедил Царя Федора I учредить на Руси патриаршество в 1589 г. Находился при Царе ближним, или дворцовым, воеводой в шведском походе 1590 г. Разбил под самой Москвой (на месте, где теперь Донской монастырь) Казы-Гирея, хана крымского, и награжден саном слуги, важнейшим гюярского, 4 июля 1591 г.
По смерти Царя Федора I и отречении от престола вдовы его, царицы Ирины, избран в цари Москвой 21 февраля. Явился из Новодевичьего монастыря (где был при сестре) в Кремль один выслушать первые поздравления 26 февраля. Имел торжественный въезд в Москву с семьей 30 апреля.
Заключил 22-летнее перемирие с Польшей, послал в Германию за профессорами для предположенного им университета, выстроил колокольню Ивана Великого в Москве, заложил города Туринск и Царицын.
Тело его, погребенное первоначально в московском Архангельском соборе, перед вступлением в Москву так называемого Лжедмитрия было позорно вытащено из собора сквозь нарочно проломанное в стене отверстие и зарыто, вместе с телами жены и сына, на погосте бедного Варсонофьевского монастыря (ныне церковь Вознесения в Москве, между Сретенкой и Рожественкой), откуда, уже в царствование Василия Шуйского, все три гроба Годуновых перенесены в Троице-Сергиев монастырь, где и преданы земле под каменной палаткой, стоящей отдельно, подле Успенского собора нынешней лавры.
После смерти царя Бориса, патриарх Иов вместе со всем освященным Собором и боярами, а за ними и все жители Москвы, все войско, вся Россия присягнули вдовствующей царице Марье Григорьевне и детям ее — царю Федору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне. И клялись не изменять им никогда, не приставать к вору, называющему себя царевичем Димитрием, и не хотеть его на Московское государство.
Но скоро один за другим начали изменять бояре, потом изменило войско, изменили все жители Москвы: на Лобном месте они выслушали грамоту, присланную Лжедимитрием (1 июня), и признали его за истинного царевича Димитрия, несмотря на все прежние многократные и клятвенные удостоверения патриарха, что это самозванец.
Игорь Чернозатонский
|