Первый цензурный Устав, который предусматривал предварительную цензуру всех книг или сочинений, был принят в 1804 г. В 1826 г. министр просвещения адмирал А. С. Шишковпровёл новый Устав о цензуре, за свою жёсткость прозванный «чугунным». По мнению графа С. С. Уварова, второй устав содержал в себе «множество дробных правил и был очень неудобен для практики».
«Чугунный устав» оказался недолговечным и 22 апреля 1828 г. его заменил новый Устав о цензуре, подготовленный комиссией, состоявшей из министра внутренних дел В. С. Ланского, А. X. Бенкендорфа, князя И. В. Васильчикова, тайного советника графа С. С. Уварова, действительного статского советника Д. В. Дашкова.
Новый документ состоял из 117 параграфов, 40 из которых были посвящены иностранной цензуре, о которой вообще не было сказано в уставе 1826 г.
Согласно Уставу запрещению подлежали сочинения, в которых содержалось «что-либо клонящееся к поколебанию учения православной греко-российской церкви, её преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры», а также «что-либо нарушающее неприкосновенность верховной самодержавной власти, или уважение к Императорскому Дому, и что-либо противное коренным государственным постановлениям», или же оскорбляющее «добрые нравы и благопристойность». Запрещалось также затрагивать честь какого-либо лица «непристойными выражениями или предосудительным обнародованием того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а тем более клеветой».
|