Великомученик – родом из Бейрута, был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу в римскую армию, будущий великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Однако воспротивился его гонениям на христиан и принял мученическую кончину. Неверующий человек спросит: а в чем же тут его победа, почему он Победоносец? Его называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам св. великомученика Георгия.
Необходимо также сказать об одном очень распространенном заблуждении относительно образа св. Георгия в древнерусской геральдике. До сих пор можно встретить утверждения, что именно св. Георгий изображался периодически с XIII в. и постоянно с к. XV в. на русских монетах, печатях и гербах. На самом деле, всадник с мечом или копьем, столь популярный в древнерусской геральдике, означал некоего «ездеца», светского воина-всадника, а не св. Георгия. Более того, в XVI–XVII вв. образ «ездеца» начал трактоваться как символ и изображение Государя—Царя всея Руси.
Лишь иностранцы называли всадника русского герба св. Георгием. Впервые этого всадника назвал св. Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми. С этого же времени образ св. Георгия, побеждающего дракона, становится гербом Москвы.
Игорь Чернозатонский |