1114 г. Полоцк в княжение князя Георгия, из рода князя Изяслава Владимировича. Князь и супруга его София выбрали жениха двенадцатилетней дочери, красивой Предиславе. Но отроковица с детства вся в мире духовном. Тайно от всех покидает она княжеский дворец, идет вБорисоглебский монастырь к родственнице-игумении и просит постричь ее в черницы. “Возревши на юность” племянницы “бе бо лепа лицем” долго уговаривала ее игумения отказаться от решения. “Госпожа и мать! — отвечала ей Предислава.— Все в этом мире прекрасно и славно, но вскоре минует яко сон, яко цвет увядает; а наслаждение сокровенной красотою и сладостью Бога в священном посте и молитве пребывает вовеки... Не бойся отца моего, госпожа моя. Убойся более Господа, владеющего всею тварию и не лиши меня ангельского чина”. С именем Ефросинии пострижена была княжна, шестьдесят лет прожила подвижнически и 23 мая 1173 года скончалась в Иерусалиме, будучи потом причислена к лику святых.
1910 г. Древний Полоцк торжественно встречал вместе с Королевой Эллинов Ольгой Константиновной (1851 - +1926 гг.), ее братом Константином Константиновичем (1858 - +1915 гг.), Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной и Князем Игорем Константиновичем (1894 - +1918 гг.) святые мощи преп. Ефросинии, представившейся в Иерусалиме в 1173г. и почивавшей до той поры в Киеве.
Крестный ход вышел из Киева 19 апреля. Сперва плыли по Днепру (до Орши). Потом пешим путем до Витебска. На протяжении всего пути стояли тысячи богомольцев с зажженными свечами. В Киеве и Полоцке число паломников доходило до 20 000 человек.
Обращаясь по этому поводу к митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому), Государь Император Николай II писал в рескрипте: «Свято прошедшая поприще, указанное ей Божественным Промыслом, да пребудет Святая Княжна для всего Белорусского народа на веки яркою путеводительною звездою, указующей правду Православия. Проявившийся же в незабвенные дни перенесения честных мощей ее дух благочестия в народе, притекавшем в великом множестве на поклонение Преподобной, да послужит в назидание и тем, кто, в житейской суете и душевном смятении, готовы покинуть спасительный путь истинной Православной веры».
Игорь Чернозатонский |