Вячеслав Григорьевич Баранов (26 февраля 1888, ст. Луганская — 21 июня 1964, Лондон)
— генерал-майор, начальник авиации Донской армии, начальник Отдельного Донского корпуса Русской армии Врангеля.
С сентября 1918 г. — в Донской армии. С 25.12.1918 г.- полковник. С 26.09.1918 г. по 03.03.1919 г. — командир Донского самолетного дивизиона. С 03.03.1919 г. по 24.03.1920 г. — начальник авиации Донской армии.
13 марта 1920 г. эвакуировался из Новороссийска в Крым.
С 24 марта по 1 мая 1920 г. — начальник Отдельного Донского корпуса. С 13.04.1920 г. — член комиссии для выработки устава Общества взаимопомощи чинов авиации.
14 апреля 1920 г. прикомандирован к Управлению начальника авиации Русской армии, «за расформированием Донской авиации». В Русской армии генерала Врангеля — заместитель командующего авиации.
30 апреля 1920 г. произведен в генерал-майоры за боевые отличия.
С 01 мая по 12 декабря 1920 г. — начальник Донского корпуса. С 29.06.1920 г. — член суда чести для штаб-офицеров авиации. При оставлении Крыма, в ноябре 1920 г., выполняя приказ генерала Врангеля, оставил на аэродромах Симферополя и Севастополя все боевые самолеты в полной сохранности.
В ноябре 1920 г. на судне «Сцегед» из Крыма вместе с женой Вячеслав Григорьевич эвакуируется в Турцию. В эмиграции находился сначала в Болгарии и Сербии, затем во Франции.
Преподавал на Высших военно-научных курсах (с 1927), читал лекции в Военно-морском историческом кружке, в Офицерской школе усовершенствования знаний, в Спортивном авиационном кружке (1930-е). Член Общества по изучению мировой войны (1930-е).
Начиная с 1929 г. был постоянным сотрудником журнала «Часовой».
В 1930-м году он избирается заместителем председателя Союза русских летчиков за рубежом, а в 1938 году становится и его председателем. Принимал участие в создании Высших военно-научных курсов генерала Н. Н. Головина. Оставил ряд трудов, посвященных применению авиации в будущей войне, а также курс лекций на Высших военно-научных курсах генерала Головина.
В 1939 году вместе с отделом французского Министерства авиации, в котором служил, эвакуируется в Лондон. После Второй мировой войны занимался научной деятельностью.
В 1952 вошёл в Комитет по сооружению иконы-памятника Русскому воздушному флоту (для установки в Свято-Александро-Невском соборе в Париже). |