До революции в России вопросами благотворительности и общественного призрения занимались органы местного самоуправления, благотворительные общества, ведомства, которые сами избирали формы помощи бедным, ориентируясь на местные условия.
Первоначально приют располагался бесплатно во флигеле дома, принадлежавшего коллежскому советнику В.П.Голубкову, который в 1848 г. пожертвовал приюту как флигель, так и сам дом, оценённый в 21 тыс. рублей. В 1857 г. было приобретено ещё одно соседнее место с деревянным домом за 1100 рублей.
Главной целью Владимирского приюта было дать воспитанницам религиозно-нравственное воспитание, обучить грамоте и рукоделию, приучить к домашним хозяйственным работам и подготовить к самостоятельной жизни. В приют принимали девочек сирот и полусирот от 7 до 18 лет. Число воспитанниц в приюте не было ограничено штатом, а зависело только от поступающих средств и наличия свободных площадей.
В школе воспитанницы проходили курс в пределах 4-х классов женских гимназий при семигодичном курсе, они делились на три группы: младшую, среднюю и старшую. Основными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание, рукоделие. В свободное от занятий время воспитанницы обучались кройке, шитью, разным рукоделиям (вязанию на спицах, крючком и т.п.). Для обучения домашним хозяйственным работам и кулинарному искусству воспитанниц назначали дежурить в прачечной и на кухне.
В 1920 г. Владимирский детский приют, как буржуазное проявление, был закрыт, а само здание муниципализировано. В последующие годы в здании бывшего приюта размещались поочередно детский дом, курсы милиции, детский сад, школа глухонемых, управление геологии.
Игорь Чернозатонский |