Эта икона явилась в декабре 1903 года простому матросу Федору, защитнику Севастополя. Матерь Божия открыла матросу, что будет война и что она поможет русскому воинству, если будет написан ее образ и принесен в город Порт-Артур. Он поехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении. Старцы молились, чтобы узнать от Бога явление сие или нет. И только тогда, когда японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это явление было откровением. Матерь Божия явилась держащей на воздетых руках плат с образом Спаса Нерукотворного. Порт-Артурская икона Божией Матери стала первым русским знаменем, символом русской симфонии, в ней неотделима икона и знамя, Церковь и государство. Как будто бы забытый русскими воинами стяг Матерь Божия подняла, возвысила и напомнила о нем. Образ, позже нареченный Порт-Артурским, стал откровением о том, что Матерь Божия, как и прежде, была и остается Взбранной Воеводе Русской земли».
К сожалению, Божия Матерь не смогла защитить своим омофором Русскую землю. «В Киеве после того, как стало известно о явлении Порт-Артурской иконы Божией Матери, был создан совет, который собрал пожертвования на написание образа. 28 марта 1904 г. икона была доставлена в Петербург. Именно с этого момента начинаются события, которые иначе как искушением не назовешь. В Петербурге икону встретили восторженно, но на Дальний Восток отправлять не спешили. А тем временем погиб крейсер «Петропавловск» и на нем вице-адмирал С. О. Макаров. Возможно, смерть Макарова стала предупреждением о том, что эта икона написана не для Петербурга, а для Порт-Артура.
Наконец, в мае икона прибыла во Владивосток, где была помещена в доме адмирала Скрыдлова, который не придавал ей большого значения. Только 2 августа по требованию верующих икона была перенесена в Кафедральный Успенский собор Владивостока, но время уже было потеряно.
В Порт-Артур икону так и не доставили. В конце концов, она попала к генералу Куропаткину. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: "Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим".
Долгое время эту вторую, явленную в Царствование Царя-Мученика икону считали утраченной. Но 17 февраля 1998 г. икона была неожиданно чудесным образом обретена Владивостокскими паломниками в Святой Земле. Настоятель Успенского храма во Владивостоке иеромонах, а ныне епископ Сергий (Чашин) обнаружил ее в лавке старьевщика и при помощи сестер Горненской обители выкупил ее. 6 мая 1998 г. в день св. великомученика Георгия Победоносца икона вновь прибыла в Дальнюю Россию во Владивосток.
|