"Столица казалась пустой, мертвой - и вдруг оживилась, забыли о холере и самые трусы: все одним заняты - неожиданным прибытием Государя. Государь-то, какой ангел! Всем известно, как он любит Императрицу и детей своих, - он оставляет непринужденно все, что сердцу его дорого, ценно, чтобы лететь в Москву, которую ему описали жертвою смертоносной лютой заразы. Это будет в истории написано золотыми буквами".
Митрополит Филарет в слове своем сказал еще: "Такое царское дело выше славы человеческой, поелико основано на добродетели христианской… С крестом встречаем тебя, Государь, да идет с тобою воскресение и жизнь…" Народ у Иверской часовни и у Успенского собора громко восклицал: "Ты - наш отец, мы знали, что ты к нам будешь, где беда, там и ты, наш родной".
Государь пробыл в Москве до 7 октября. Посещал он общественные учреждения, главным же образом, направлял и ободрял власти. Во дворце умерли от холеры старик лакей, обслуживавший комнату Государя, и судомойка. Недомогание ощутил и сам Государь. В Твери он, соблюдая закон, им установленный, провел 11-дневный карантин во дворце покойной Княгини Екатерины Павловны. В Царское Село он прибыл 20 октября.
|