Думбадзе Иван Антонович родился 19.01.1851 г., правый государственный деятель, генерал-майор Свиты, градоначальник Ялты, покровитель Союза Русского Народа (СРН).
Родился в семье потомственных дворян грузинского происхождения (мать — урожденная кнж. Накашидзе) в Кутаисской губ.
В 1879 г. в должности командира сотни был откомандирован в распоряжение военного губернатора Батумской обл. для уничтожения разбойничающих в регионе банд. В 1880 г. был произведен в штабс-капитаны и определен для дальнейшего несения службы в Гурийскую пехотную дружину. В одной из рукопашных схваток с разбойниками, убив двух из них, был тяжело ранен. За проявленное геройство в 1882 г. был награжден орденом св. Анны III ст. с мечами и бантом, а через год был пожалован чином капитана. В 1886 г. при разгроме очередной банды горцев был контужен в голову, получив за успешную операцию орден св. Анны II ст. с мечами. В 1887 г. назначен председателем дружинного суда и определен в 3-ю Кавказскую туземную дружину. С 1894 — подполковник, с 1900 г. — полковник. С 1903 г. командовал 16-м стрелковым Императора Александра III полком. Был горячим сторонником русификаторской политики на Кавказе.
Кто знал Думбадзе, отмечала правая газета «Земщина», «делились на две резко противоположные группы: одни искренно восхищались им, другие не находили достаточно резкой брани по его адресу». К первым «принадлежали все русские не по одному только имени люди»; вторую группу, отмечала газета, составляли те, «кому по образному выражению П. А. Столыпина, нужны великие потрясения...».
Революционеры ультимативно потребовали от Думбадзе немедленно подать в отставку, в противном случае угрожая ему смертью. Но угрозы революционных террористов привели к обратным результатам. На угрозу вынесения смертного приговора Думбадзе ответил: «Я уже собирался подать в отставку и даже рапорт заготовил по этому поводу, но теперь остаюсь на службе и докажу на деле, что никаких угроз не боюсь и остаток дней своей жизни посвящу на службу Царя и Родины».
Революционные бандиты не заставили себя долго ждать. 26 февраля 1907 г. с балкона дачи Новикова, находящейся близ Ялты, в проезжавшего в коляске Думбадзе была брошена бомба. Градоначальник был легко контужен и оцарапан (взрывом ему оторвало козырек фуражки), кучер и лошади были ранены. Покушавшийся на его жизнь террорист, принадлежавший к одному из «летучих боевых отрядов» партии эсеров, тут же, на месте, застрелился. Как выяснилось позже, организатором покушения на Думбадзе был Петр Войков (Пинхус Вайнер), в будущем один из убийц Царской Семьи.
Близкие отношения установились у Думбадзе с СРН, одним из покровителей которого он вскоре стал. Союзники не скрывали своего восхищения решительностью и независимостью ялтинского градоначальника. «Если бы на Руси <...> было еще два-три генерала Думбадзе, то была бы с корнем вырвана еврейско-инородческая революция, и склонились бы перед священным знаменем Союза Русского Народа все жидовствующие русские», — отмечал на одном из съездов правых тов. предс. Киевского губ. отдела СРН Н. С. Мищенко.
В августе 1914 г., в связи с «сорокалетием беспорочной службы», Думбадзе был пожалован особым знаком на георгиевской ленте. Он являлся кавалером целого ряда российских и иностранных орденов, в том числе персидского ордена «Льва и солнца», бухарских орденов «Восходящей» и «Золотой звезды», греческого ордена «Спасителя», черногорского ордена кн. Даниила и др.
Как и многие другие монархисты, Думбадзе был противником ввязывания России в грядущую Первую мировую войну, справедливо полагая, что война ввергнет Россию в новую революционную смуту. В декабре 1913 г. он писал по этому поводу Дубровину: «Пошли, Господь, нашему обожаемому царю уберечь свое царство от войны, хотя надо быть готовым к ней, ибо никто не знает, что будет завтра. Боюсь, что мерзавцы-освободители опять воспользуются... если будет война, и вновь натворят массу гадостей...».
Вскоре Думбадзе тяжело заболел. Весной 1916 г. он прибыл на лечение в Киев, где перенес тяжелую операцию, а 15 августа 1916 г. по собственному желанию, в связи с усилившейся болезнью, был уволен от должности ялтинского градоначальника, с оставлением генералом Свиты. Скончался ялтинский градоначальник «после продолжительных и тяжких страданий» в Ливадии на 66-м году жизни. Похоронили его со всеми полагающимися ему военными и гражданскими почестями.
Игорь Чернозатонский |