Священномученик Николай (Соколов), священник.
День памяти 31 октября.
Преподаватель, заведующий школ, законоучитель, за долгое время служения отец Николай был удостоен многих церковных наград. С приходом безбожной власти его обложили непомерным налогом, как и всех священников, затем раскулачили, отняв всё до последнего, даже необходимое для проживания, не давали нормально служить. В 31-м арестовали, но отпустили. Второй раз арестовали в 37-м.
Из протокола допроса:
- ...членом контрреволюционной группы я не состоял и не знаю о существовании таковой... В своих беседах никаких контрреволюционных разговоров мы не вели. Наш разговор был официального порядка по вопросам чисто церковного характера.
Отца Николая расстреляли в Бутово 31 октября 1937 года.
Матушке ничего не сказали. В 40-м она, будучи в совершенном неведении о судьбе мужа, обратилась с ходатайством о пересмотре дела. НКВД, наведя справки и установив, что священник расстрелян, отписалось: «...решение тройки... вынесено в соответствии с материалом в деле, мера наказания соответствует содеянному, поэтому жалобу оставить без удовлетворения».
Подробнее см.
http://www.fond.ru/userfiles/person/1041/1373211664.pdf
Мученица Елисавета (Крымова), мирянка.
День памяти 31 октября.
До закрытия в 1924 году Владычнего Алексеевского серпуховского женского монастыря она ходила туда молиться, на протяжении всей жизни поддерживая самые близкие отношения с монахинями этого монастыря и чем могла помогая им.
В 31-м ее арестовали. Из протокола допроса:
- С политикой советской власти в религиозном вопросе я не согласна, ибо это оскорбляет мои религиозные чувства. В 1929 году у меня дома монахини проживали.
...3 года ссылки. Вернулась в 34-м. А в 37-м ее снова арестовали.
– Вы обвиняетесь в том, что с возвращением из ссылки среди населения проводили антисоветскую агитацию. Признаете себя в этом виновной?
– Связи я поддерживала с духовенством, антисоветскую агитацию среди населения я не проводила, и виновной в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.
Елизавету Николаевну расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1040/1295640983.pdf
Священномученик Сергий (Гусев), священник.
День памяти 31 октября.
Родился в семье священника. Был мобилизован в Красную армию - начальником банно-прачечного отряда. В 22-м - диакон, в 34-м - священник. В 37-м его арестовали.
Из протокола допроса:
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания по этому вопросу.
– Контрреволюционной деятельности я не вел.
– Следствие обличает вас во лжи. Вам зачитываются показания свидетеля... о вашей контрреволюционной деятельности. Подтверждаете ли вы их?
– Показания свидетеля я отрицаю.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
Тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1039/1295901261.pdf
Священномученик Сергий (Бажанов), священник.
День памяти 31 октября.
Материалы на отца Сергия собирались основательно. Были допрошены лица, не посещавшие церковь, которые дали нужные следствию показания. Затем допрашивались верующие. "... Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить..." - настроение прихожан было примерно таким. Допросили и самого священника: "Виновным себя ни в чем не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался." При составлении обвинительного заключения следователю пришлось очень постараться, что бы обвинение было весомым; он писал: "...с 1930 года вел систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне..." 3 года лагерей. Вернувшись, отец Сергий снова начал служить. В 37-м его вновь арестовали. Удивительно, что обвинение базировалось на событиях, за которые отец Сергий уже понес наказание в предыдущую судимость. Тут же его обвинили в новой контрреволюционной агитации. Батюшка всё отверг. Его расстреляли в Бутово.
Подробнее см.
http://www.fond.ru/userfiles/person/1037/1295900939.pdf
Священномученик Андрей (Воскресенский), священник.
День памяти 31 октября.
Родился в семье священника Владимира Воскресенского (отец Владимир умер на этапировании в ссылку в 1931 году).
Окончил Московскую Духовную академию. Рукоположен во священника в возрасте 28 лет. Какое-то время он служил в храме святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.
Арестован в 37-м по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов».
– На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?
– Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю.
Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу.
Подробнее см.
http://www.fond.ru/userfiles/person/1038/1382692300.pdf