Генерал-майор Генерального штаба Пржевальский не держался правил «толерантности». «Для успеха далекого и рискованного путешествия в Центр Азии необходимы три проводника: деньги, винтовка и нагайка. Деньги – потому что местный люд настолько корыстен, что, не задумываясь, продаст отца родного; винтовка – как лучшая гарантия личной безопасности, тем более при крайней трусости туземцев, многие сотни которых разбегаются от десятка хорошо вооруженных европейцев; наконец, нагайка необходима потому, что местное население, веками воспитанное в диком рабстве, признает и ценит лишь грубую осязательную силу».
Шестая по счету экспедиция-рейд Пржевальского приближалась к границе, чтобы пересечь ее. Но руководитель внезапно заболел брюшным тифом и 20 октября 1888 года скоропостижно скончался. На боевом посту...
На его смерть А.П.Чехов написал слова, которые можно отнести ко всем разведчикам, честно выполнившим и выполняющим свой долг сегодня: "В наше больное время, когда европейскими обществами обуяла лень, скука жизни... когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце... Есть, есть еще люди подвига, веры и ясно осознанной цели".
Могила Николая Михайловича Пржевальского находится на территории парка, там же находится его музей. Это место расположено в 7 км от Каракола, на берегу Иссык-Куля, где Пржевальский завещал себя похоронить. Пржевальский умер в Караколе от тифа в самом начале своего второго путешествия в Тибет.
Всего у него было пять путешествий по Дальнему Востоку, Средней Азии, Монголии, Китаю и Тибету, во время которых он и его соратники прошли и проехали на лошадях десятки тысяч километров по пустыням, горам и долинам этого региона. Всего он провел в путешествиях 10 лет из 49.
|