Император именовался в официальной литературе Миротворцем (единственный из монархов, при котором Россия не воевала).
Он всячески поощрял развитие отечественной промышленности, видя в этом возможность сохранения и укрепления Россией статуса великой державы. В сфере культуры, идеологии и национальной политики был усилен акцент на русскую "национальную самобытность", проводилась политика ужесточения административного преследования религиозного инакомыслия, русификации национальных окраин, ограничения прав не православного населения преимущественно иудеев. В годы царствования Императора Александра III территория Империи была расширена в Средней Азии до границ с Афганистаном, с общим увеличением на 430 тыс. кв. км.
Александр III, как отмечал А.А. Мосолов, "стремился быть русским и проводить это во всем, что касалось его личной жизни. Во всем, что он делал, ясно виделась мысль: чтобы быть русским, не надо быть чересчур лощенным".
В государственной политике он принял следующую программу действий:
1. Удовлетворять народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;
2. Освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;
3. Упорядочить и скрепить внутренний строй управления;
4. Развивать духовные и материальные силы русского народа.
Для достижения этих целей в русском государстве должны господствовать
а) Русская государственность, т.е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;
б) Русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;
в) Русский язык как общегосударственный;
г) Уважение к вере, исповедуемой русским народом и его Государем.
Относительно других мер по развитию духовных сил русского народа Государь Император Александр III высказал свою волю:
а) о необходимости ограничить наплыв в средние и высшие учебные заведения евреев, лишавших русское население значительного числа вакансий в этих школах;
б) об ограничении вреда, приносимого классической системой образования, отнимавшей у русских детей и юношей время к лучшему познанию их родины и время, необходимое для физического развития молодых организмов.
Он был одним из самых набожных монархов. В день кончины и дни, ей предшествующие, при Императоре, кроме духовника императорской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, преподавшего в последний раз Императору Святые Таины, также находился с 8 октября прибывший с великой княгиней Александрой Иосифовной протоиерей Иоанн Сергиев (Иоанн Кронштадтский), который присутствовал в момент самой смерти Императора, возложив, по его свидетельству, свои руки на его голову, по просьбе умирающего.
Спустя неделю после трагедии гроб с покойным Императором отправился в Петербург в последний путь. Траурная процессия от вокзала до Петропавловской крепости двигалась почти четыре часа. Погребение состоялось 7 ноября в Петропавловской крепости.
5 ноября 1894 года во время заседания Сената Франции, Шалль-мель-Лакур — его председатель, сказал в своей речи, что русский народ переживает «скорбь утраты властителя, безмерно преданного его будущему, его величию, его безопасности; русская нация под справедливой и миролюбивой властью своего императора пользовалась безопасностью, этим высшим благом общества и орудием истинного величия».
Примерно в таком же ключе писала и французская пресса: Он оставляет Россию более великой, чем её получил
Другая газета — «Revue des Deux Mondes» — вторила словам В.О. Ключевского: Это горе было и нашим горем; для нас оно приобрело национальный характер; но почти те же чувства испытывали и другие нации… Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости.
Этот день в Царской Семье неизменно отмечался заупокойным богослужением. При этом следует отметить, что, согласно "Панихидной росписи", даже поминовение усопших Царствующих Особ не совершалось в воскресные и праздничные дни, а переносилось или на канун этих дней или в следующую ближайшую субботу. В последний раз Царская Семья совершила церковное поминовение Императора Александра III в 1917г. в Тобольске.
Из дневника Царя - Мученика: "20-го октября. Пятница. Сегодня уже 23-я годовщина дорогого Папа и вот при таких обстоятельствах приходится переживать! Боже, как тяжело за бедную Россию! Вечером до обеда была отслужена заупокойная всенощная".
|