Состоялось первое заседание Государственного совета, учрежденного Императрицей Екатериной II специально для обсуждения животрепещущего вопроса: стоит ли воевать с Турцией?
В 1768 г. в связи с открытием боевых действий по инициативе Екатерины II был образован Совет при Высочайшем Дворе. Первоначально в его состав вошли граф К.Г.Разумовский, князь A.M.Голицын, граф Н.И.Панин, граф З.Г.Чернышев, граф П.И.Панин, князь М.Н.Волконский, граф Г.Г.Орлов, князь А.А.Вяземский. В протоколах заседаний Совета подробно отражены все важнейшие процессы внутренней и внешней политики России. В них фиксировались и “разбирались” рапорты, донесения (“реляции”) главнокомандующих армиями, адмиралов, генерал-губернаторов, послов (“министров”) и других высших военных и гражданских лиц государства, и принимались по ним решения. Состав Совета был настолько авторитетным и компетентным, что императрица, лично присутствуя почти на каждом заседании, как правило, безоговорочно подписывала вынесенное его членами решение.
4 ноября 1768 г. в присутствии Императрицы Екатерины II на заседании Совета рассматривалось “мнение графа Григория Григорьевича Орлова”. Оно заключалось в предложении “не нужно ли послать под видом вояжа в Средиземное море несколько судов, а оттуда учинить диверсию неприятелю, но чтоб сие сделано было с согласия английского Двора”. Уже через два дня на следующем заседании Совета (6 ноября) императрица “благоволила объявить свое соизволение об учреждении экспедиции, которая должна с сего числа план в действо производить”. Совместными действиями флота и сухопутных сил предполагалось отвоевать у Турции острова греческого Архипелага и оттянуть туда значительную часть турецкой армии с основных театров военных действий. Столь масштабный проект, прежде всего, нуждался в идеологическом обосновании и требовал крупных финансовых затрат.
Игорь Чернозатонский |