Священномученик Иоанн (Сарв) и с ним пострадавшие преподобномученик Арсений (Дмитриев), преподобномученица игумения Иоанникия (Кожевникова), священномученики Василий (Канделябров), Николай (Покровский), Емилиан (Панасевич) и Николай (Зеленов).
День памяти 3 декабря.
Отца Иоанна Сарва арестовали в 37-м. Вместе с Ним в Тихвинскую тюрьму в качестве обвиняемых были заключены 14 человек: 7 священников, игумения Тихвинского Введенского монастыря и 6 мирян. Все эти лица были объявлены единой контрреволюционной группой, действовавшей в городе Тихвине. Руководителем группы был объявлен благочинный города Тихвина протоиерей Иоанн Сарв, а все дело озаглавлено «Сарв Иван Романович и другие». Все духовенство, проходившее по делу, было расстреляно, остальные лица получили по 10 лет лагерей. Пятеро священников и игумения Иоанникия отказались, не взирая на применявшиеся пытки, признать свою вину и оговорить проходивших по делу лиц, явив редкий пример единодушного христианского мужества. Священномученик протоиерей Иоанн Сарв и преподобномученик игумен Арсений (Дмитриев), преподобномученица Иоанникия (Кожевникова), священномученики Василий Канделябров, Николай Покровский, Емилиан Панасевич, Николай Зеленов были расстреляны в Тихвине 3 декабря 1937 года.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-vasilij-kandeljabrov
Фото 1: икона священномученика Иоанна (Савра), фото 2: священномученик Николай (Зеленов), фото 3: икона священномученика Николая (Зеленова).
Священномученик Алексий (Аманов), протоиерей.
День памяти 3 декабря.
Его должны были расстрелять в 20-м. Ввалившиеся в дом красноармейцы цинично велели ему никуда не уходить, мол, сейчас они отъедут по делам, но скоро вернуться и займутся священником. Батюшка вышел в сад и начал молиться. Отовсюду стали стекаться люди к его дому. Каратели не посмели приблизиться к иерею Божию.
Навалились тяжелые годы безбожия. Семья отца Алексия голодала; внуки собирали весной гнилую картошку по полям, а матушка пекла из нее драники. За эти тяжелые годы батюшка растерял здоровье: левый глаз не видел, одна нога нестерпимо болела после давнего перелома.
В 30-м его раскулачили. Матрас из-под спящей малышки-внучки выдернула женщина-коммунистка.
В 37-м были собраны лжесвидетельства на батюшку. Его арестовали. Прощаясь с супругой, он сказал ей: «Спасибо тебе, верной ты была мне женой! Пойду я по стопам Спасителя». На все вопросы следователя священник непоколебимо отвечал:
– Нет, я это отрицаю.
Расстрелян в Бутово. Фото сделано для палача в Таганской тюрьме за несколько часов до расстрела.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1298/1295098653.pdf
Преподобномученик Иоанн (Заболотный), монах.
День памяти 3 декабря.
Из крестьянской семьи. В 1918 ему было 19. Призван в Красную Армию, но скрылся от военной службы. В конце 1919 года арестован за дезертирство, позднее заключен в лагерь принудительных работ близ Одессы. После выхода на свободу в 1922 году стал насельником Уманского монастыря, где принял монашеский постриг и пробыл до закрытия монастыря. В 1927 году возведен в сан иеромонаха, служил в разных церквах Украины, а с 1935 года – в церквах Зарайского района Московской области.
16 ноября 1937 года арестован по обвинению «в ведении активной контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений против коммунистов». Содержался в тюрьме города Коломны. Виновным себя не признал. Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу. Казнен 3 декабря на полигоне Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1300/130
Преподобномученик Евтихий (Качур), игумен.
День памяти 3 декабря.
Монашеский постриг принял до революции. В конце 20-х награжден наперстным крестом «за усердное исполнение священно-пастырских обязанностей и твердое стояние во Святом Православии». Отец Евтихий служил самоотреченно; он был ревностный пастырь. Власти всячески преследовали его: арестовывали, держали в застенках без оснований. В 37-м, обвинив в антисоветской агитации, арестовали и посадили в Коломенскую тюрьму.
– Следствию известно, что вы среди населения города Зарайска вели активную контрреволюционную деятельность, признаете ли вы это? – спросил следователь.
– Я это не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельности не вел.
Высшая мера.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1304/1304621832.pdf
Священномученик Владимир (Медведюк), священник.
День памяти 3 декабря.
В 20-х обновленцы попытались захватить его храм. Но отец Владимир собственноручно запирал церковь и уносил с собой ключи. Тогда обновленцы пригласили отца Владимира к обновленческому епископу Антонину (Грановскому); тот, потребовав у священника ключи от храма, закричал на него:
– Отдай ключи!
– Не отдам, владыка, не отдам! – ответил отец Владимир.
– Убью! Как собаку убью!
– Убейте, – ответил священник. – Перед престолом Божиим мы с вами
вместе предстанем.
– Ишь, какой! – сказал епископ Антонин, но настаивать больше не стал.
И храм не удалось захватить обновленцам.
Была в его жизни и драматическая страница. Священника арестовали в 25-м и, угрожая концлагерем, склонили к сотрудничеству с ОГПУ. Интерес органов был направлен на митрополита Крутицкого Петра. Через несколь лет, замученный совестью, отец Владимир принес покаяние и отказался от дальнейшего осведомительства. За это его арестовали и отправили в концлагерь: строить Беламоро-Балтийский канал.
Семью батюшки выселили из дома (февраль месяц), но заступничеством преподобного Сергия и его святых родителей, которым усердно молился отец Владимир, семья обрела жильё в Сергиевом Посаде: пустила к себе прихожанка Лавры, у которой расстреляли мужа. Здесь они прожили 5 лет. В доме другого благодетеля семья прожила еще 10 лет.
После освобождения батюшка служил там, куда направляли. В 37-м протодиакон Николай Цветков, известный своей прозорливостью, предрек отцу Владимиру близкий арест. «Не ссылки и смерти я боюсь, – сказал он, – боюсь этапов, когда гонят заключенных по нескольку десятков километров в день, и падающих, обессилевших конвоиры добивают прикладами, и звери потом терзают их трупы».
Господь избавил своего иерея от этапов, которых он так боялся.
03.12.1937. Полигон НКВД Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1306/1295381425.pdf
Священномученик Алексий (Никатов), протоиерей.
День памяти 3 декабря.
За многолетние пастырские труды отец Алексий был награжден многими церковными наградами, в том числе и саном протоиерея. Из показаний свидетелей видно, что у отца Алексия была многочисленная паства и к нему часто приезжали люди из других городов и сел.
С двадцатых годов отец Алексий был лишен избирательных прав как священнослужитель, его хозяйство реквизировали, и многодетной семье было нелегко прокормиться в те голодные годы.
Арестовали его в 37-м, обвинив в «гнусной клевете по адресу советской власти» и террористических настроениях.
Расстрелян в Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1307/1295137587.pdf
Преподобномученик Иларион (Писарец), иеромонах.
День памяти 3 декабря.
Служил в Москве, затем в селах Наро-Фоминского района.
В 37-м председатель сельсовета написал: «по домам с молебнами ходил рождественский поп, не имея на это разрешения... Со стороны попа и ранее были нарушения... он собирал подписи верующих, просим принять соответствующие меры». Отца Илариона арестовали. Обвинений он не признал. Казнен в Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1309/1295642966.pdf
Преподобномученица Татиана (Фомичева), послушница.
День памяти 3 декабря.
Послушницу Татиану арестовали вместе со священником Владимиром Медведюком: освободившись из лагеря, она помогала батюшке в Троицком храме. Та же участь была и у послушницы Марии Брянцевой. Обеим дали по 10 лет лагерей. Мария из лагеря вернулась. Татиана — нет.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1306/1295381425.pdf
Священномученик Александр (Сахаров), протоиерей.
День памяти 3 декабря.
Бывало, отец Александр несет домой какие-нибудь продукты, полученные за исполнение треб от прихожан, а ему встречается кто-нибудь из детей, особо нуждающихся в помощи. Батюшка останавливался и раздавал все детворе.
В 37-м начались беспрецедентные гонения на Православную Церковь. Отец Александр предчувствовал свой неминуемый скорый арест. В беседе с одним из знакомых он сказал: «Меня, наверное, скоро возьмут». Его арестовали в ноябре.
–Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.
–Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.
Расстрелян в Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1312/1295094009.pdf |