5 декабря 1916 года скончался Михаил Иванович Батьянов, русский генерал от инфантерии, герой Севастопольской обороны и Кавказской войны. Он похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Михаил Иванович Батьянов начал свой боевой путь в 1852 году на Кавказе. Бесконечная война с горцами в 1853 году перетекла в русско-турецкую (чеченские горцы во главе с Шамилем выступили на стороне Турции). Вскоре Батьянов был переброшен на другой фронт и поучаствовал в обороне Севастополя. «Состоя в чине Мичмана, оказал отличие при обороне г. Севастополя, во время ужасного бомбардирования 5 Октября 1854 года, где с самоотвержением бросился в горящий пороховой погреб на Малаховом кургане и при помощи нескольких храбрых матросов успел потушить пожар» — так говорится в указе о награждении Батьянова орденом св. Георгия 4-й степени, последовавшем только в 1873 году!
Михаил Иванович был одним из тех, кто участвовал в победоносном завершении длившейся почти 50 лет Кавказской войны. За успехи в боях против горцев в 1864 году он был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В преклонных годах ему удалось поучаствовать в русско-японской войне 1904-1905 гг. Михаил Иванович командовал 3-й Маньчжурской армией, принимавшей участие в Мукденском сражении — самом кровопролитном за всю войну.
Батьянов с 1877 год состоял в свите Его величества. В 1880-1881 гг. участвовал в работе Верховной распорядительной комиссии, которая занималась «ускорением производства дознаний и разбора всех дел о содержащихся ныне по обвинению в государственных преступлениях». Комиссией руководил знаменитый автор проекта первой русской конституции Михаил Лорис-Меликов. «Батьянов очень, кажется, умный. Можно только поздравить Лориса, если он себя такими окружит» — так писала о Михаиле Ивановиче светская львица, мемуаристка Александра Викторовна Богданович.
Публицистика — еще одно поприще, на котором Батьянов снискал себе известность. Его публикации по военной теории в «Русском инвалиде» небезынтересны и для современных специалистов. А еще Михаил Иванович был известен как блестящий оратор. Вот какую речь он произнес 21 октября 1902 года в день восшествия на Престол Государя Императора Николая Александровича:
«Когда русские Цари коронуются, то они дают обет перед Господом Богом царствовать для блага своих подданных, а Матушка-Императрица дает обет помогать Царю в его трудной и сложной обязанности. Да и не легко управлять 130-миллионным народом, притом еще разбросанным на пространстве от финских хладных скал до Карса и от западной границы до вновь прорубленного окна в Тихий океан. Кроме того, Россия окружена врагами, и если они сидят смирно, то только потому, что хорошо помнят историю: после Нарвы бывает Полтава, после Москвы вступают в Париж, после Плевны — у стен Царь-града, куда не входят только по честности и великодушию. Они знают нашу силу, знают, что наша победоносная армия со своим Верховным Вождем составляет одно единодушное и нераздельное. Царь знает, что по его слову его армия пойдет на север, юг, восток и запад и, если понадобится, ляжет костьми; а армия знает, что если постигнет неудача, то Цари поставят себе идеалом слова Императора Александра Благословенного: “Уйду в Сибирь и отпущу бороду, но не вложу оружия, пока останется хотя один враг на Русской земле”. Государю Императору, Государыне Императрице и Матушке-Царице — ура!» |