Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский.
День памяти 5 декабря.
Родился в 1874 году в Полтавской губернии, в крещении Владимир; происходил из княжеского рода и был потомком святителя Иоасафа Белгородского. Закончив университет, князь Владимир Жевахов до 1917 года состоял на государственной службе. Он был глубоко верующим человеком, дружил с писателем Сергеем Нилусом. В 1924 году Владимир Давидович был арестован в Киеве и 7 месяцев провел в тюрьме. Освободившись, он отправился в Зверинецкий скит, многие годы находившийся на попечении князей Жеваховых, и принял там монашеский постриг с именем Иоасаф. В 1926 году в Нижнем Новгороде иеромонах Иоасаф (Жевахов) был рукоположен в епископский сан. Владыка Иоасаф начал свое архипастырское служение в качестве викария Курской епархии. В тот же год он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился 3 года. После он отбывал такой же срок ссылки в Нарымском крае. С 1934 года епископ Иоасаф занимал Могилевскую кафедру. Но уже через 2 года был отправлен на покой и поселился в Белгороде. Здесь он был арестован последний раз и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в день вынесения, 4 декабря 1937 года, в Курске.
См. http://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-zhevahov
Священномученик Павел (Евдокимов), священник.
День памяти 5 декабря.
Родился в селе Очаково Зубополянского района Тамбовской области 17 августа 1877 года. Об этом священномученике известно мало, служил он в одной из церквей города Вышний Волочек, в этом городе его и арестовали 25 ноября 1937 года.
2 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Калининской области обвинила священника в «контрреволюционной деятельности» и приговорила его к высшей мере наказания. 4 декабря отца Павла Евдокимова расстреляли.
См. http://pstgu.ru/news/martir/2011/12/05/34142/
Преподобномученик Савва (Суслов), монах.
День памяти 5 декабря.
Поступил в Оптину Пустынь в возрасте 27 лет. Послушание: закройщик в рухольной. После закрытия безбожниками Оптиной Пустыни отец Савва поселился в Козельске, зарабатывал на жизнь шитьем, подвизался в молитве и посещал вместе с оставшейся в Козельске братией городской храм. Арестован в 37-м.
– В Оптином монастыре я прослужил монахом двадцать семь лет. После ликвидации монастыря в 1923 году я переехал на квартиру в город Козельск, ходил по домам и занимался портняжным ремеслом, права голоса был лишен до последнего времени. Монашество в государственной политической жизни не участвовало, почему я ничего и не знаю, что делается; на квартире я жил вместе с монахами Авениром Синицыным и Евтихием Диденко. За неуплату государственных налогов у меня было изъято имущество, но в каком году, я не помню. В последнее время я... хожу по домам и выполняю портняжную работу, посещаю церковь. Но теперь стало плохо, все церкви закрыли и негде побывать.
Расстрелян вместе с другими монахами.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1319/1298222760.pdf
Преподобномученик Авенир (Синицын), инок.
День памяти 5 декабря.
Рано овдовев, он принял монашеский постриг в Оптиной Пустыни. Звонарь. После закрытия обители жил в Козельске вместе с монахом Евтихием (Диденко). Арестован в 37-м. С детской простотой отвечал инок Авенир на вопросы следователя:
– Следствие располагает данными, что вы часто тайно посещали монашку Анну Самойлову, где устраивали сборище и проводили контрреволюционную деятельность; просим правдивого показания по этому вопросу.
– Да, действительно, послушницу Шамординского монастыря Анну Самойлову посещал несколько раз, работал у нее; последняя купила дом, держит корову и свиней, с ней живет монахиня Марфа, помогает ей работать по хозяйству, ее дом посещал иногда огородом, но контрреволюционную работу я не вел.
Его расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1319/1298222760.pdf
Преподобномученик Евтихий (Диденко), монах.
День памяти 5 декабря.
Киево-Печерская Лавра. Затем Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. Прслушание — работы на монастырской даче. Его все любили за доброту и простоту.
Однажды ночью волк ворвался на монастырскую дачу и устроил большой переполох. Отец Евтихий с вилами бросился на зверя. Тот, в безумной злобе, бросился на монаха. В итоге зверь убежал, а отец Евтихий был сильно изранен.
После закрытия Оптиной он поселился с другими монахами в Козельске. Случай с волком вспомнился, когда монаха арестовали в 37-м. В безумной волчьей злобе кидалась власть на священнослужителей и монашествующих, охранявших стадо Христовых овец. Отца Евтихия расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1319/1298222760.pdf
Священномученик Феодор (Гусев), священник.
День памяти 5 декабря.
Всю жизнь, от псаломщика до священника, он прослужил в одном храме. Церковь несколько раз закрывали и вновь открывали благодаря усилиям народа. Отца Феодора арестовали в 37-м.
– Вы арестованы за контрреволюционную антисоветскую деятельность, проводимую вами среди окружающего населения. Следствие требует ваших искренних показаний по существу предъявленного вам обвинения.
– В июле 1937 года по вопросу налоговой политики я среди колхозников говорил: «Советская власть на нас налагает непосильные налоги. Нет больше сил платить». Других разговоров против советской власти среди общины верующих я никогда не вел и виновным себя в этом не признаю.
Тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1318/1295906205.pdf
Священномученик Илия (Громогласов), священник.
День памяти 5 декабря.
Родился в семье диакона (в этом отношении интересна фамилия рода). Отец, будучи небогат, смог дать сыну отличное образование. Господь наделил Илью Михайловича высоким умом и незаурядными способностями. Кандидат богословия, профессорский степендиат, доцент. В 33 года он венчался с княгиней Лидией Дуловой. Через 6 лет защитил диссертацию — магистр богословия. Его супруга заведовала женской гимназией. Прошло еще несколько лет. Илья Михайлович постоянно совершенствовал свое образование. Он выдержал экзамен, позволявший преподавать на юрфаке МГУ. Затем получил ученое звание магистранта церковного права. Приват-доцент кафедры церковного права МГУ. Профессор МДА, профессор МГУ. Член Высшего Церковного Совета. В 22-м, видя, что Родина смертельно больна, Илья Михайлович решил принять священство. Рукоположил его Святейший Патриарх Тихон. Для отца Илии началось исповедничество.
1924. Арест. Благодаря тяжелой болезни его освободили на период следствия. 3 года ссылки. Много скорбей претерпел священник. По освобождении ему запретили проживать в 6 крупных городах, в том числе в Москве, где была семья. Служил в Твери.
В 37-м новый арест. В течении месяца его, 68-летнего, изматывали ежедневными допросами. Сложно представить, как человек с таким высоким уровнем образования и тонким умом вообще смог выдержать эти отупляющие допросы. Обвинение: участие в контрреволюционной церковно-монархической группе. Когда отец Илия понял, что разговор на языке адекватной аргументации бесполезен, на все вопросы он начал отвечать так:
– Решительно отрицаю.
Его расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1317/1284827048.pdf
Священномученик Василий (Бова), священник.
День памяти 5 декабря.
Родился в 1877 году в городе Кургане Тобольской губернии. Окончил Духовное училище, в 1909-1914 гг. служил псаломщиком в храме в селе Новоуральском Акмолинской области. В 1915 году переведен псаломщиком в Марие-Магдалинскую церковь в городе Петропавловске. В 1920 году рукоположен во иерея, служил в селе Полудино в Северном Казахстане. С 1929 года жил в Петропавловске, посещал Никольскую церковь, которая в то время была оплотом Православия в городе. Арестован 6 ноября 1937 года, обвинен в «контрреволюционной деятельности». Виновным себя не признал. Расстрелян 4 декабря 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Северо- Казахстанской области от 14 ноября 1937 года. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
См. http://www.fond.ru/userfiles/person/1316/1301658785.pdf
Священномученик Алексий (Бенеманский), протоиерей.
День памяти 5 декабря.
1922. Из тюрьмы он писал жене: "Чаще пиши. Денег, пожалуйста, пока не шлите: ... если я написал о рясе и подряснике, то это вышло так, к слову. Подрясник я перешил на рубашку, почему и писал тебе... Я радуюсь тому, что тебя не бросают прихожане. Если живете сейчас, то будете жить и потом, только каждый день молитесь: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".
За что пострадал отец Алексий? Он был правой рукой епископа Петра (Зверева). Разъезжаясь по ссылкам, священнослужители трогательно прощались; отец Алексий писал: "...епископ Петр сказал нам слово, ответил ему я. Плакал владыка, плакали и мы, плакали и все присутствующие... Прощайте, добрые и дорогие друзья. Два года... С кем-то увидимся... Спасибо вам за все... "
В 29-м власти вновь стали преследовать отца Алексия. Во время следствия его не арестовывали. Отец Алексий с амвона объявил о месте и времени судебного процесса над ним. На заседание пришло огромное количество людей — поддержать священника. Во избежание народных волнений суд ограничился 3 месяцами заключения, замененного принудительными работами, и штрафом.
В 32-м новое групповое дело. 3 года ссылки. Тройка НКВД вынесла циничное решение: до места ссылки священники должны были этапироваться, как лагерные, а не ссыльные, пройти через все тюрьмы, жестокость, избиения, голод, невыносимые пешие переходы...
Он вернулся домой, в Тверь. Служил. В 37-м вновь арест.
– Вы, Бенеманский, являетесь участником контрреволюционной фашистско- монархической организации в городе Калинине, возглавляемой бывшим архиепископом Фаддеем Успенским. Признаете вы это?
– В контрреволюционной организации я не состоял и виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
Батюшку обвинили в вербовке молодежи в эту самую организацию.
Отца Алексия расстреляли. Память его особо чтут верующие Тверской епархии.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1315/1331560306.pdf
Священномученик Иоанн (Баранов), священник.
День памяти 5 декабря.
Первый раз арестован в 33-м. 5 лет ссылки в Казахстан. Второй раз арестован в 37-м: в ссылке писал анонимные письма в редакцию газеты в ответ на антирелигиозные статьи. Вот как эти письма интерпретировала советская власть: «Вел систематическую к/р пропаганду, направленную на разложение колхозов, распространял через печать за подписью вымышленных фамилий к/р письма против строительства колхозов и машинизации сельского хозяйства». Отец Иоанн мужественно отвечал на это, что письма действительно его, но они не носили никакого контрреволюционного характера.
Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-ioann-baranov
Мученик Борис (Козлов), мирянин.
День памяти 5 декабря.
Староста сельского храма. Вероятно, весьма ревностно исполняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников. Его обложили непосильным налогом, который он не смог уплатить: год принудработ и 300 рублей штрафа. После этого Борис Антонович поселился в Козельске. Все свое свободное время отдавал церкви, пел на клиросе в Благовещенском храме. Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной Пустыни. Арестован в 37-м вместе с группой монахов.
– Следствие располагает данными, что вы тайно посещали сборище монахов Оптинского монастыря. Требуем показать правду!
– Сборища монахов я не посещал, но церковь я посещал и пел на клиросе вместе с монахинями.
Высшая мера.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1319/1298222760.pdf
Преподобноисповедница Параскева (Матиешина), инокиня.
День памяти 5 декабря.
Ей было три года, когда ее стали приучать к посту. Девочка очень любила молоко, и поститься отказалась. Ее тут же поразила болезнь. И это трехлетнее чадо смогло понять, что таким образом Господь указывает ей на необходимость поста. Девочка пообещала Богу, что никогда в пост не будет пить молока, и тут же исцелилась.
Очень рано она поняла, что будет монахиней. Ей не разрешали: не выдержит монастырской жизни. Она изнуряла себя: насыпала опилки в обувь. Её отпустили.
После закрытия обители прислуживала в сельском храме. Здесь под ее регентством организовался хор девочек. Монахиня Параскева любила их, как родных, внешне же была очень сурова с воспитанницами.
В 20-м она стала духовной дочерью епископа Серафима (Звездинского). Водительство его было жестким, а Параскева в ответ было благодарной дочерью. В 21-м владыка удалил ее в монастырь, но крестьяне выпросили ее обратно — обучать детей Подлипичья чтению и пению. В 24-м ОГПУ велело монахине прекратить занятия. Она всё равно вела церковный хор.
«Параскева – пятницу страданий Христовых помни», – писал ей владыка Серафим. И монахиня всегда помнила, что «куплена Ценою, что все члены мои назнаменованы печатью страданий Христа».
Ее арестовали в 31-м. 5 лет ссылки в Казахстан. Перед отъездом матушка сподобилась видения святых апостолов Петра и Павла, которые благословили ее. В ссылке ее ждало дивное утешение: встреча с владыкой Серафимом. Тяжелый труд, голод, лишения — все ушло на второй план. Но физическое здоровье было подорвано.
После ссылки матушку позвали к себе воспитанницы. Под Дмитровом настигла ее Великая отечественная. Голод. У монахини начался абсцесс легкого. Она умирала. Ей вновь явились святые апостолы: апостол Петр, подавая ключи, бывшие у него в руках, сказал: «Ты еще будешь этими ключами отворять церковные двери в Подлипичье». И было по слову святого апостола.
Много потрудившись Господу, смиренно претерпев все скорби и болезни, матушка скончалась в 1953 году. 11 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1323/1295804338.pdf
Преподобномученик Марк (Махров), монах.
День памяти 5 декабря.
Оптинский монах, он после закрытия обители жил в Козельске вместе с братьями монастыря. Арестован в 37-м с другими монахами. Сосед квартирной хозяйки, у которой жили братия, показал: "...Монах Махров... монашествовал, ничем полезным не занимался, все время молился Богу и ждал перемены... посещал... монахов, проживающих на квартирах в городе Козельске."
Отца Марка расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1319/1298222760.pdf
Священномученик Афанасий (Милов), священник.
День памяти 5 декабря.
Родился в 1877 в селе Солдатское Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Он закончил 3-классную школу в родном селе. До 1930 года отец Афанасий служил священником в селе Щучьем (современный Мамлютский район Северо-Казахстанской области) и поддерживал отношения с причтом Никольской церкви города Петропавловска, сохранившим верность Православию во время распространения обновленчества. Священник жил в Кузнецке, в 1932 году переехал в село Прудки, затем вернулся в Щучье. В 1937 году церковным советом отец Афанасий был выдвинут в депутаты Верховного Совета, но его кандидатура была отклонена колхозниками.
Отец Афанасий Милов был арестован 28 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, выразившейся в намерении «бойкотировать выборы в Верховный Совет». Виновным себя он не признал. Священномученик был расстрелян по приговору тройки УНКВД Северо-Казахстанской области от 2 декабря 1937 года. Место погребения его неизвестно. Отец Афанасий был прославлен Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г.
См. http://azbyka.ru/days/sv-afanasij-milov
Священномученик Владимир (Рясенский), священник.
День памяти 5 декабря.
Арестовали отца Владимира в 30-м. Предыстория была такая: один селянин, любивший проводить время с дружками тайком от жены, дабы оправдать свои отлучки, выдумал некое тайное общество, которое он якобы посещает в подвале церковного здания. Его шурин молниеносно написал донос в ОГПУ: в селе орудует контрреволюционная организация. Начался сбор материалов. Крайними были назначены священник, председатель церковного совета и несколько верующих мирян.
Во время заключения в тюрьме о. Владимира жестоко мучили, били, вырывали на голове волосы по волоску, но священник остался тверд в своем исповедании – не отрекся от Бога и не признал себя виновным в вымышленных преступлениях. Мужество его было удивительным. Он не дал показаний против других. 5 лет концлагеря. Бесчеловечное этапирование, тяжелейшие условия, непосильный труд... Батюшка прожил полтора года.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1327/1284810038.pdf
Священномученик Иоанн (Смирнов), пресвитер.
День памяти 5 декабря.
Его много раз арестовывали, ссылали. В 36-м — в Казахстан. Там его вновь арестовали. В 37-м. Обвинение: «Находясь в ссылке в Казахстане, поддерживал связи с ссыльным епископатом, занимался контрреволюционной агитацией».
Высшая мера.
Подробнее см. http://alchevskpravoslavniy.ru/
Священномученик Иаков (Соколов), пресвитер.
День памяти 5 декабря.
В 1930 году за неисполнение задания по хлебозаготовкам власти арестовали священника и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отцу Иакову, однако, удалось доказать свою невиновность, и после одиннадцати месяцев заключения по решению Московского областного суда его освободили.
27 ноября 1937 года власти снова арестовали священника, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, что к священнику домой приходят верующие из других приходов (при этом окна дома закрываются ставнями) и что он высказывал враждебные взгляды по отношению к советской власти.
Отец Иаков был допрошен сразу после ареста. Он не признал себя виновным в антисоветской деятельности и объяснил, что к нему домой приходили певчие для репетиций, но фамилий их он не знает.
1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иакова к расстрелу.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-iakov-sokolov
|