Преподобномученик Серафим (Тьевар), монах.
День памяти 6 декабря.
В крещении Антоний. Ему дали 3 года лагерей за составление списков православных епископов, не уклонившихся в раскол. Он написал следователю: «Прошу разрешить мне передачу, так как я, будучи вегетарианцем, не могу есть тюремной пищи. Если возможно, верните мне книжечку “Новый Завет”, отобранную у меня в комендатуре в день ареста». Отбывал на Соловках (СЛОН). Судьба Антония тесно связана с именем профессора МДА Ивана Васильевича Попова. Это по его просьбе Антоний составлял списки. На Соловках они были вместе. По освобождении он принял монашеский постриг. Его супруга была пострижены с именем Пантелеимона. Они жили в своей квартире в Москве, где отец Серафим совершал келейные богослужения.
Новый арест состоялся в 31-м. Групповое дело собрало цвет исповедников: архимандрит Гавриил (Игошкин), священник Феодор Алексинский, благодетельница многих ссыльных Татьяна Гримблит...
Отец Серафим получил 3 года лагерей. Он отошел ко Господу через 8 месяцев.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-serafim-tevar
Мученик Александр (Уксусов), мирянин.
День памяти 6 декабря.
Родился в 1874 г. в благочестивой крестьянской семье. Закончив школу, он, как и его родители, работал на земле. В советское время был бухгалтером в колхозах Некоузского района.
Будучи глубоко верующим человеком, Александр Александрович несколько лет исполнял обязанности председателя церковной общины в с. Марьино. В сентябре 1937 г. он был арестован и обвинен как участник церковно-повстанческой группы “в нелегальных сборищах, повстанческой и пораженческой агитации, клевете на политику партии и вовлечении колхозников в религиозную общину”. На допросе Александр Александрович отрицал антисоветский характер церковных собраний и никого не оговорил. Он был приговорен к десяти годам лагерей и закончил свой скорбный мученический путь 6 декабря 1937 г. в Кулойлаге.
См. http://pstgu.ru/news/martir/2015/12/06/62443/
Священномученик Елеазар (Спиридонов), священник.
День памяти 6 декабря.
Прихожане любили отца Елеазара за добрый и мягкий нрав, за кротость и бессребреничество. После революции, несмотря на стесненные обстоятельства, отец Елеазар принимал у себя всех нуждающихся. В его семье жили две монахини из разоренного монастыря. Случалось, что во время богослужения подстрекаемая властями молодежь била окна. Отца Елеазара затаскали в ОГПУ на допросы. Угрожали. Требовали писать доносы, требовали снять сан. Категорический отказ. Тогда потребовали хоть рясу снять. «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде». Рясу с него все-таки сняли. После ареста. Из обвинения: «Подвергнув проверке литературу, изъятую при обыске в греческой церкви г.Евпатории, нашли в ней элементы монархической пропаганды». Это были богослужебные книги.
— В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, так как я никогда никакой агитации против советской власти не проводил и идей фашизма не проповедовал...
5 лет лагерей. Калыма. Отец Елеазар вытерпел 5 месяцев...
Подробнее см. http://alchevskpravoslavniy.ru/
Исповедник Иоанн (Васильев), мирянин.
День памяти 6 декабря.
Он был старостой Никольского храма.
Весь сыр-бор получился из-за похорон 18-летнего комсомольца: мать хотела похоронить сына по-христиански, комсомольская ячейка требовала гражданских похорон. Погребение превратилось в чудовищный фарс. Комсомольцы таскали гроб по близлежащим селам и устраивали антирелигиозные митинги. Родственники же пытались доставить покойного в храм для отпевания, которое комсомольцы не дали окончить священнику. Происшествие получило широкий общественный резонанс. Власти отреагировали по-своему: арестовали священника и старосту храма.
Из протокола допроса Ивана Сергеевича:
— Во время похорон я не присутствовал и поэтому ничего не видел и не знаю. Со слов священника Уарова, его просила мать умершего комсомольца отслужить всенощную и на следующий день отпеть покойника. Почему священник Уаров отпевал его в церкви, я не знаю.
Его приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан. Срок истекал в октябре 32-го. Иван Сергеевич не успел выехать домой: непроходимость пустыни в плохих погодных условиях пресекала любое передвижение на 7-8 месяцев. 4 декабря 1932 года родственники получили телеграмму, а потом письмо от священника, отбывавшего наказание вместе с Иваном Сергеевичем, где было сказано, что их отец смертельно болен, у него отнялись руки и ноги и помочь ему нечем. 6 декабря исповедник Христов скончался.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1332/1295645176.pdf
Исповедник Иоанн (Васильев), мирянин.
День памяти 6 декабря.
Он был старостой Никольского храма.
Весь сыр-бор получился из-за похорон 18-летнего комсомольца: мать хотела похоронить сына по-христиански, комсомольская ячейка требовала гражданских похорон. Погребение превратилось в чудовищный фарс. Комсомольцы таскали гроб по близлежащим селам и устраивали антирелигиозные митинги. Родственники же пытались доставить покойного в храм для отпевания, которое комсомольцы не дали окончить священнику. Происшествие получило широкий общественный резонанс. Власти отреагировали по-своему: арестовали священника и старосту храма.
Из протокола допроса Ивана Сергеевича:
— Во время похорон я не присутствовал и поэтому ничего не видел и не знаю. Со слов священника Уарова, его просила мать умершего комсомольца отслужить всенощную и на следующий день отпеть покойника. Почему священник Уаров отпевал его в церкви, я не знаю.
Его приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан. Срок истекал в октябре 32-го. Иван Сергеевич не успел выехать домой: непроходимость пустыни в плохих погодных условиях пресекала любое передвижение на 7-8 месяцев. 4 декабря 1932 года родственники получили телеграмму, а потом письмо от священника, отбывавшего наказание вместе с Иваном Сергеевичем, где было сказано, что их отец смертельно болен, у него отнялись руки и ноги и помочь ему нечем. 6 декабря исповедник Христов скончался.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1332/1295645176.pdf |