2 декабря 1906 г. почетный член Русского Монархического собрания, уроженец Донской обл. И.А.Колесников по¬дал прошение Московскому генерал-губернатору, в котором писал, что он хотел бы отблагодарить воинов, которые в декабре 1905 г. защитили Москву от революционного террора, сооружением за собственный счет и под личным наблюдением храма для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской гр. Брюса бригады в месте их расположения на Ходынском поле.
Колесников выдвинул при этом три условия: «1) Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрады или Утешения». Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве «отраду» за понесенные ими труды и «утешение» в случае постигающего их горя. 2) Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского высочества вел. кн. Сергея Александровича, своею смертию от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине. 3) Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге слуг Царских, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма для вечного в нем о них поминовения».
Закладка храма состоялась 29 апреля 1907 г. и была приурочена к дню рождения вел. кн. Сергея Александровича. Это были торжественные пасхальные дни. К тому же в это время проходил IV Всероссийский съезд Объединенного русского народа в Москве 26 апреля—1 мая 1907 г., на котором присутствовал И.А.Колесников, состоявший почетным членом ряда монархических союзов Москвы. Закладка храма проходила очень торжественно, ей предшествовала Божественная Литургия в Алексеевском храме Чудова монастыря, а затем панихида у праха вел. кн. Сергея Александровича, которые отслужил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).
Храм был построен быстро и освящен уже 5 апреля 1909 г.
Главной монархической достопримечательностью храма были громадные доски из белого мрамора, на которых были начертаны имена верных слуг Царя и Отечества, крамолою убиенных. Доски были размещены внутри по обеим сторонам храма, над ними крупными буквами было начертано: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Этот скорбный синодик открывало имя вел. кн. Сергея Александровича. Для вечного поминовения в храме на мраморных досках были вписаны имена верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки революционеров: 52 офицера и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмирала, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 должностных лиц и чинов полиции, погибших в борьбе с крамолою, в т. ч. 40 высших должностных лиц (член Государственного Совета, губернаторы, архиерей, вице-губернаторы, полицмейстеры, прокуроры и т.д.).
После революции он был закрыт, однако от полного раз¬рушения храм уцелел, хотя никаких монархических святынь в нем не осталось. Ныне он возвращен Церкви и в нем идут богослужения.
Игорь Чернозатонский |