Критик, литературовед, историк. Родился 05.07.1930 г. в Москве. В 1948—53 гг. учился на филологическом факультете Московского государственного университета, по окончании которого до конца жизни работал в Институте мировой литературы в должности ведущего научного сотрудника.
В конце 50-х Кожинов, по его признанию, пришел к отрицанию всего исторического пути России после 1917 г.
Наиболее существенные труды Кожинова последних лет — «История Руси и русского слова» и «Россия. Век XX». Наибольший интерес в последней книге представляет серия глав, посвященных «черносотенцам». Кожинов впервые показал, что люди, исповедовавшие «черносотенную» идеологию, составляли самый высококультурный слой России начпла ХХ в. и — единственные в то время — обладали ясным пониманием происходящего и прозрением грядущих катаклизмов. Он показал также, что эти идеи, пусть не оформленные в их сознании, исповедовали и широкие народные массы, «третья сила», которая в сложившихся исторических условиях была, увы, обречена на поражение. Но поражение политическое не стало поражением духовным, смысловым, что и показал писатель в последующих главах «Истории».
С именем Кожинова навсегда связана плеяда выдающихся русских поэтов: Н.Рубцов, Ю.Кузнецов, А.Передреев, Ст.Куняев, В.Соколов, Н.Тряпкин, А.Прасолов и др.
Деятельность В.В.Кожинова в значительной мере помогла воскрешению в 1966 году "Общества охраны памятников истории и культуры", имевшего громадное значение для пробуждения и укрепления русского самосознания в тогдашней России.
Им собраны и опубликованы несколько замечательных по замыслу антологий, среди которых "Поэты тютчевской плеяды", "Страницы современной лирики", составлены и напечатаны не менее десятка именных сборников русских поэтов от Фета до В.Лапшина.
Параллельно — более 30 книг собственных: теория литературы, проблемы современной и классической поэзии, история России, в том числе новейшая. Статьи в периодической печати: государственное строительство, экономика, национальная и международная политика, литературная полемика и т. д.
"Все знает только один человек на Земле — это русский Кожинов", — так, цитируя какого-то зарубежного знатока, открывал ведущий один из вечеров Вадима Валериановича Кожинова в Доме ученых.
Умер он непозволительно рано, полный планов, надежд и сил. Прощание (в актовом зале ИМЛИ) получилось непышным и многолюдным. Похоронен на Введенском кладбище, где и Бахтин, открытый им, и любимый Пришвин.
Игорь Чернозатонский |