Родился 12.5.1809 г.
Собеседник и сотаинник прп. Серафима Саровского, многолетний попечитель главного детища преподобного – Серафимо-Дивеевского монастыря. Огромна роль этого симбирского и арзамасского помещика, исцеленного в свое время прп. Серафимом, в обнародовании важнейших поучений и откровений святого старца.
В Государственном архиве Российской Федерации сохранилась докладная записка Н.А.Мотовилова Государю Императору Александру II, в которой исчерпывающе излагается отношение великого русского св. Серафима Саровского к масонству: «…батюшкой отцом Серафимом священно тайно, но для меня вполне ясно повелено от лица Господня Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доложить, что по поводу Восьмого Вселенского Собора крайне насущно в настоящее время как, во-первых, для соединения Святых Божиих Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под Единый Покров Пресвятыя Богородицы, так, во-вторых, и всецелое анафематствование все мерзости отступления от Святой Вселенской Веры Христовой или аболиционистического нивелирования всего на свете, т. е. по-русски – декабризма, а по-вселенски – масонства, франкмасонства, иллюминатства и всей их якобинской, престолов церковных и монастырей святых разорительной и цареубийственной, баргонительной правительственности, всеподло безбожной, антихристианской, сосредоточенной преимущественно в ложах Симбирской, Московской, Санкт-Петербургской – по России; Нью-Йоркской – по Северной Америке; Калькуттской – по Ост-Индии; Лондонской, Франкфуртско-на-Майне, кроме мелких лож – шведских, прусских, германских, австрийских, итальянских и прочих, – всемирно возглавляемых в Клубе Юнионе в Париже, как во вселенской централизации всего богопротивного антимонархического и панреволюционного в мире…»
8 ноября 1867 года записал: «Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся. Ибо по обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево - и при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской и русских и иностранных безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет и тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете - ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого Старца Серафима утвердится вселенной всей».
27 января 1879 года Серафимов служка скончался. По желанию Николая Александровича тело его было перевезено для погребения в Дивеево. Когда повозка повезла Мотовилова, то лошади так помчались, что их всю дорогу нельзя было удержать. Даже мертвый он спешил в Дивеево. На могиле Николая Александровича была положена большая плита, неизвестно как сквозь нее проросли в нескольких местах высокие березки. Народ говорил, указывая на них, что это свечи небесные, которые он при жизни ставил Богу. В советское время все могилы, в том числе и Мотовилова, были уничтожены, площадь заасфальтирована. Единственным ориентиром этого святого места оставалась старая береза на могиле Мотовилова. Летом 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия асфальт был вскрыт, обнаружены склепы и обозначено место всех могил.
Игорь Чернозатонский |