В России был принят Духовный регламент, установивший вместо патриаршества новую, коллегиальную систему управления церковными делами. Единоличная власть патриарха была заменена властью вновь учреждённого органа — Духовной коллегии, позднее получившей название Святейшего правительствующего Синода.
В предисловии к духовному регламенту выражена мысль о логическом переходе идеи коллегиальности от мирской области в церковную. "Хотя, - говорится в нем, - власть монархов самодержавна, но ради лучшего взыскания истины и чтоб не клеветали непокорные люди, что монарх имеет своих советников, тем более это необходимо в церковном правлении, где правительство не монаршеское есть и правителем заповедуется, да не господствуют клиру". Коллегиальный порядок признавался самым удобным и пристойным для церкви, и потому-то учреждалась для всех церковных дел духовная коллегия.
Под духовными делами разумелись два вида дел: одни касались вообще всех принадлежащих к церкви лиц как духовного, так и мирского чина, от мала, до велика. Ко второму разряду причислялись собственно дела, касавшиеся лиц духовного звания.
В состав нового учреждения вошли президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора, а в 1722 г. при Синоде была учреждена должность обер-прокурора — гражданского чиновника, подчинявшегося Императору, в обязанности которого входил надзор за церковной деятельностью.
К ведению Синода были отнесены «всякие духовные дела во всероссийской церкви»: духовное просвещение, издание богослужебных книг, постройка церквей, учреждение приходов, наблюдение за правильным ведением метрик и т. п.
В отношении законодательства Синоду принадлежало право составления законопроектов по вопросам церковного управления. В отсутствие Государя он мог и сам издавать и публиковать законы, но не иначе как с согласия Сената.
Синоду принадлежала высшая судебная власть не только над всем духовенством, но и над светскими лицами по делам брачным, богохульным, еретическим, в вопросах, связанных с принадлежностью к расколу или с занятиями колдовством и т. п. Налагавшиеся Синодом наказания были те же, что и во времена патриаршества: телесное наказание, помещение под надзор духовенства в монастырь (иногда пожизненно), отлучение от церкви.
|