Москва. Успенский собор. С благословения Константинопольского патриарха Иеремии избранный Царем Феодором Иоанновичем из трех кандидатов митрополит Иов нарекается первым Всероссийским патриархом. Выходит из алтаря владыка Иов, становится на амвон, держит в одной руке свечу, а в другой письмо благодарственное к Государю и духовенству. Приближается к нему боярин и, держа пылающую свечу, говорит: “Православный Царь, вселенский патриарх и Собор освященный возвышают тебя на престол Владимирский, Московский и всея России”. Ответствует Иов: “Я раб грешный; но если самодержец, вселенский господин Иеремия и Собор удосуживают меня столь великого сана, то приемлю его с благодарением”.
В мае, незадолго до отъезда Иеремии из Москвы, Царь Федор приказал написать Уложенную грамоту о русском патриаршестве «для утверждения от рода в род и на веки». В ней было указано, чтобы впредь русским патриархам поставляться в Москве от своих митрополитов, архиепископов и епископов по избранию Собора, сутверждения своего государя, и новопоставленному патриарху извещать о своем поставлении Вселенского патриарха, который также будет отписывать ему о своем поставлении; всех же русских епископов и митрополитов по избранию Собора и соизволению Государя надлежало поставлять Московскому патриарху.
Только в 1591 г. прибыла ответная Соборная грамота восточных патриархов о русском патриаршестве, присланная с Тырновским митр. Дионисием. Подписана она была патриархами Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским (Александрийская кафедра оставалась тогда вакантной), 42 митрополитами, 19 архиепископами и 20 епископами. В ней выражалось благословение русскому патриарху, и, признавая его своим «братом и сослужебником», восточные иерархи отводили ему 5-е место после Иерусалимского в ряду др. патриархов.
Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим во всем могуществе православного Московского государства. Уже с ХV в. зависимость Русской Церкви от Константинопольского патриарха была лишь номинальной, покорение Константинополя турками совсем уменьшило ее, к тому же после Флорентийской унии на Руси стали даже сомневаться в правоверии греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» – общее мнение того времени.
Игорь Чернозатонский |