Через 63 года после Крещения Руси св. князем Владимиром в 1051 г. происходит событие чрезвычайной важности, как доносит до нас «Повесть временных лет»: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов». До этого все киевские митрополиты были греками.
Помимо утверждения возросшей самостоятельности Руси, избрание Илариона означало и признание его заслуг как выдающегося церковного деятеля, законодателя, философа и проповедника.
Иларион († 1067 г. или после 1073 г.), Киевский митрополит (1051–1054/55 гг.), в летописях характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору Великого князя Ярослава Мудрого. До 1051 г. – священник церкви Святых апостолов в селе Берестов – загородной резиденции Ярослава.
Его знаменитое «Слово о Законе и Благодати» – пасхальная проповедь, произнесенная им еще в сане священника между 1037 и 1050 гг., возможно, в присутствии Великого князя Ярослава в Киевском соборе Св. Софии, росписи которой представляют собой иллюстрации к сказанному в «Слове». Основная мысль этой проповеди – превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, Благодати над Законом и «идольской лестью», победа и распространение учения «Нового Завета» среди «новых» народов, прежде всего – в народе русском.
Иларион излагает христианскую концепцию всемирной истории, в то же время предвидя великую историческую миссию Русской земли: «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла». Крестителя Руси св. князя Владимира Иларион сравнивает с Императором Константином Великим, и вообще русские князья, «которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли». |