15 февраля 1918 года в Туле и Харькове были расстреляны крестные ходы мирян, протестовавших против Декрета и начавшихся гонений на Церковь.
Большевистские гонения на церковь приняли массовый и ожесточенный характер с 1918 года, когда был принят декрет об отделении церкви от государства. Декрет, в частности, запрещал владение любыми религиозными обществами собственностью, обладание правами юридического лица, а все имущество церковных и религиозных обществ объявил «народным достоянием». Это решение явилось директивой местным органам немедленно приступить к грабежам. Революционные фанатики громили церкви и храмы, жестоко преследовали духовенство. Только в 1918 были убиты: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); архиепископы Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский); епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и многие другие священнослужители. В 1918-1920 гг. в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. В частности, закрыли Оптину пустынь, Соловецкий монастырь, “сердце России” - Троице-Сергиеву Лавру и другие.
Тульские большевики, предвидя протесты верующих против грабительского декрета от 23 января 1918 г., ввели в городе военное положение. Тульское духовенство назначило на 2 февраля - праздник Сретения -крестный ход, целью которого было выразить протест против гонений на церковь. Перед началом крестного хода планировалось зачитать верующим, которые должны были собраться в Тульском Кремле, послание Патриарха Тихона, а затем пройти из Кремля по Киевской улице (проспект Ленина) к церкви Александра Невского, мимо церкви Петра и Павла (ул. Ленина), Георгиевской церкви (угол ул. Ленина и ул. Братьев Жабровых), Николо-Часовни (перекресток ул. Советской и Красноармейского пр.) и вернуться обратно в Кремль.
Однако события в назначенный день развивались совсем не так, как это планировали организаторы крестного хода. Едва протодиакон с паперти Успенского собора Кремля стал читать собравшейся вокруг него толпе послание Патриарха, как за Кремлевской стеной - на Киевской улице - раздалась пулеметная очередь. Это красногвардейцы, перегородившие главную улицу Тулы, пытались запугать верующих и сорвать крестный ход.
В Кремле поначалу началась паника, но духовенству удалось успокоить людей и сформировать колонну, которая в полдень под колокольный звон вышла на главную улицу города. Шествие возглавлял епископ Каширский Корнилий. На углу Киевской и Менделеевской улиц верующих встретили выстрелами. Красногвардейцы, стрелявшие поначалу вверх, начали расстреливать подошедших в упор. Люди начали разбегаться, однако часть верующих продолжала двигаться. Несколько убитых остались лежать напротив гостиницы «Артель». Возле здания, в котором позже размещался губисполком, по верующим снова был открыт огонь, и опять на мостовой остались тела убитых верующих. Сам епископ Корнилий в интервью газете тульских эсеров «Земля и Воля», опубликованном в ней восемь дней спустя, рассказывал, что он был ранен в руку и в ногу. При оказании ему первой помощи в аптеке Белявского фельдшер Боровой вылил из сапога епископа два стакана крови. Ранены были и гимназист с гимназисткой, которые закрыли епископа Корнилия собой и помогли ему добраться до аптеки. По оценкам разных источникам в этот день было убито от 8 до 13 человек, ранены десятки.
Еще не закрытые властью "Церковные ведомости" сухо сообщали: «2/15 февр. Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь.» (Церк. Вед. 1918, № 5, стр. 209). В статье Л. Захаровой «Расстрел Крестного хода в Туле. Год 1918-й.» (газета «Тульские Епархиальные Ведомости», 2000, № 1) утверждается, что погибло 8 человек и 60 ранено.
Расстрел крестного хода вызвал возмущение горожан, потребовавших суда над виновниками трагедии и создания комиссии в Москве по расследованию трагедии. Однако большевистская власть этого, разумеется, не допустила.
Дальнейшая судьба епископа Корнилия, раненого во время крестного хода в феврале 1918, сложилась трагично. В 1923 году он был арестован и сослан на три года в Зырянский край. После недолгого перерыва вновь арестован, отправлен на Соловки, а затем на поселение в Казанскую область. 16 апреля 1933 года епископ был убит при невыясненных обстоятельствах.
|