Целью войны было освобождение славян Балканского полуострова из-под гнета Турецкого владычества. Турки, разбитые на всех пунктах, отступили к Константинополю.
Из Манифеста Императора Александра II от 12 апреля 1877 г.: "…Исчерпав до конца миролюбие наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного достоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко уверенные в правоте Нашего дела, Мы, в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего, объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах Наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия… Ныне, призывая благословение Божие на доблестные войска Наши, Мы повелеваем им вступить в пределы Турции".
Император привлек к участию в военной компании почти всех взрослых великих князей. Главнокомандующим на Балканах был назначен брат Царя, Великий князь Николай Николаевич, главнокомандующим на Кавказском фронте – брат Михаил. Наследник престола командовал Рущукским отрядом. На фронте находился и младший сын Императора Владимир. Сам Император пробыл на Балканах с мая по декабрь 1877 г. Он не собирался вмешиваться в командование, но считал своим долгом находиться в тылу армии, там, где были раненые. Он говорил, покидая столицу: «Я еду братом милосердия».
Эта война стала называться Освободительной, потому что русский народ совершил подвиг самопожертвования, кровью своей, воскресив к жизни братьев по вере и вернув Болгарию из небытия на политическую карту мира. Именно поэтому в Болгарии около 450(!) памятников, посвященных героям Освободительной войны, улицы болгарских городов и сел носят имена русских освободителей.
В болгарских церквях ежедневно возносится молитва за Царя-освободителя и всех павших за освобождение Болгарии. Во многих болгарских семьях из поколения в поколение как дорогая семейная реликвия передаются русские монеты чеканки 1877 г., в которых просверливали отверстие и носили вместе с православным крестиком.
Об этой войне написана масса исторических исследований, но в нашем обществе о ней известно до обидного мало. И дело не только в том, что ореол славы «героев былых времен» с годами утрачивает свою яркость.
Очень показательно, что памятники, воздвигнутые в честь Освободительной войны, советская власть уничтожала одними из первых. Были снесены все воинские мемориалы, посвященные этой войне, разрушены памятники герою Освободительной войны, легендарному «белому генералу» М.Д.Скобелеву в Москве и Петербурге. Более того, осквернена его могила в родовом имении в Рязанской губернии.
В Петербурге была уничтожена Колонна Славы, сооруженная из трофейных турецких пушек, захваченных в боях при освобождении Болгарии. �
Разрушая русскую православную цивилизацию, большевики создавали превратный образ Российской Империи как «цитадели деспотизма», «мирового жандарма» и «тюрьмы народов», в истории которой они априори не допускали ничего положительного.
Могла ли богоборческая власть почитать героев войны, импульсом которой был религиозный фактор? К слову сказать, этот фактор оказался вымаранным и из истории Крымской войны, и Первой Мировой.
История Освободительной войны была обречена на замалчивание и фальсификацию, потому что она яркое свидетельство того, как русский народ сплотился в единый духовный монолит вокруг своего Царя и последовал евангельскому завету: «Больше сия любви никто не имеет, кто душу положит за други своя».
|