В «Марсовой книге» царь Петр Алексеевич собственноручно сделал запись: «Между тем временем г. капитан бомбардировой роты [Петр I. ] изволил близь к морю удобного места для здания новой фортеции и потом в скором времени изволил обыскать единый остров, зело удобный положением места, на котором вскоре, а именно маия в 16 день в неделю [воскресенье.] пятидесятницы фортецию заложил и нарек имя оной Санкт- Петербург».
На острове, который назывался Янни-Саари и был переименован Петром в Люст-Эйланд (Веселый остров), заложили город Санкт-Петербург. Первой его постройкой стала деревянная крепость с шестью бастионами. В крепости поставили деревянную церковь во имя Петра и Павла, а близ нее, на месте, где стояла рыбачья хижина, - деревянный домик для Петра о двух покоях с сенями и кухней, с холстинными выбеленными обоями, с простой мебелью и кроватью.
Государь положил первый камень постройки 16 мая 1703 г. - в день Святой Троицы.
Вот предание об основании города. Царь Петр I, осматривая остров, взял у солдата багинет, вырезал два дерна и, положив крестообразно, сказал: «Здесь быть городу»; в это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. Когда ров был выкопан около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из камня; духовенство этот ящик окропило святой водой, Государь поставил в него золотой ковчег с мощами св. апостола Андрея Первозванного; после этого царь покрыл ящик каменной доской, на которой была вырезана следующая надпись: «От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16, основан царствующий град С.-Петербург великим Государем царем и Великим князем Петром Алексеевичем, Самодержцем Всероссийским». Затем Государь приступил к обложению другого раската: здесь было сделано из двух длинных тонких берез, воткнутых в землю и связанных верхушками, нечто вроде ворот. Парящий над островом в это время орел спустился с высоты и сел на эти ворота; ефрейтор Одинцов снял его выстрелом из ружья. Петр был очень рад этому, видя в нем доброе предзнаменование; перевязал у орла ноги платком, посадил себе на руку и, сев на яхту с орлом в руке, отплыл к Канцам; в этот день все чины были пожалованы столом, веселье продолжалось до двух часов ночи, при пушечной пальбе.
|