Священномученик Сергий (Стрельников), протоиерей.
День памяти 8 августа.
Родился в канун праздника преподобного Сергия Радонежского. Рукоположен во священника в возрасте 25 лет. Ревностный пастырь, миссионер, законоучитель.
В годы советской власти он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм, где служил отец Сергий, несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить.
В 37-м его арестовали на основании лжесвидетельства. На допросе виновным себя не признал. Следствие длилось 13 дней: 8 августа тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день, в 15 часов.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-sergij-strelnikov
Священномученик Иоанн (Соловьев), священник.
День памяти 9 августа.
Арестован в 37-м на основании показаний дежурных свидетелей.
Из протокола допроса:
– Следствию известно, что вы, будучи недовольны существующим строем, высказывали контрреволюционную клевету, пораженческие настроения против советской власти и террористические против коммунистов. Признаете ли вы это?
– Это я не признаю.
– Следствию также известно, что вы призывали население не голосовать за коммунистов. Признаете ли вы это?
– Этого не было, это я не признаю, так как никогда против коммунистов не говорил и виновным себя в этом не признаю.
В тот же день следствие было закончено. 20 декабря тройка НКВД приговорила отца Иоанна к десяти годам заключения. Священник Иоанн Соловьев скончался 9 августа 1941 года в концлагере и был погребен в безвестной могиле.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/586/1474036775.pdf
Священномученик Пантелеимон (Богоявленский), священник.
День памяти 9 августа.
Пастырский путь отца Пантелеимона начался в возрождающемся по благословению отца Иоанна Кронштадтского монастыре. Через три года его перевели в церковь при инвалидном доме. Затем он служил вторым священником в церкви уездного города. Везде отец Пантелеимон отличался в высшей степени ответственным отношением к своему служению и образцовым порядком во всем. Обладал даром пастырского слова: проповеди его были краткими, яркими и насыщеными, как удар молнии. Пастырь смело и решительно проповедовал в защиту веры и христианских добродетелей. Проповедь словом живым, настойчивым, ставила его в ряд священнослужителей, умело собирающих и удерживающих паству в лоне Православной Церкви.
Его привлекали и к преподавательской деятельности. Член Правления Духовного училища, член Ревизионного комитета училища.
После революции большевики расстреляли его без суда и следствия. В архивах не сохранилось материалов его следственного дела. Документов, которые содержали бы подробности обстоятельств его гибели, обнаружить также не удалось. Известие о расстреле о.Пантелеймона ограничивается скупой заметкой в журнале «Еженедельник ВЧК» за май месяц 1918 года: «Пантелеймон Богоявленский... расстрелян за распространение подложных слухов посредством проповедей».. Любой деятель большевистского террора, пробегавший глазами эти строки и умевший читать их скрытый смысл, понимал, что священник был уничтожен за проповедь против богоборцев. Пламенное слово отца Пантелеимона можно было остановить только этим способом. Ему было 37.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/583/1474104280.pdf
Священномученик Платон (Горных), священник.
День памяти 9 августа.
Отца Платона очень любили прихожане. У священника была большая и дружная семья, в которой дети почитали родителей, были послушны и трудолюбивы. Миссионер, законоучитель.
После революции в районе, где служил отец Платон, некто Павловский, из слесарей, создал карательный отряд. Деятельность отряда: грабить население, арестовывать, расстреливать, держать в страхе. В 1918 году Павловский получил донос, будто отец Платон открыто выступает против советской власти. В доказательство были переданы слова, якобы сказанные священником: «Ну как можно теперь прийти в Совет, что за власть собралась: рвань с грязными руками. Сидишь за красным столом, и поговорить нельзя, да и говорить-то не умеют». Эти слова сильно задели Павловского. У него даже не возникло мысли перепроверить информацию: действительно ли отец Платон говорил такие слова или его оклеветали недоброжелатели. Решение было мгновенным: расстрелять! Красногвардейцы вошли в дом священника, когда матушка готовила завтрак. Она сначала растерялась, но, взяв себя в руки, спокойно и вежливо пригласила незваных гостей за стол. Командир отряда приказал своим бойцам «хорошенько закусить», не стесняться того, что «грязные руки попу и попадье не нравятся». Когда завтрак был съеден, красногвардейцы объявили отцу Платону, что приехали с обыском. После выволокли священника из дома для расправы, но убить его не смогли: около дома собрались люди, больше 500 прихожан, любивших отца Платона. Его повезли в райцентр, глумясь и издеваясь, цинично подвергся унижениям. Но и в райцентре народ не дал священника в обиду. Решили отпустить, чтобы расстрелять как-нибудь потом, при более удобном случае. Но Павловскому, который даже в своих мемуарах (!) писал: "Злоба меня душила на попа...", не удалось реализовать свое кровавое решение. В смерти священника повинны другие.
После объявления всеобщей мобилизации в Красную армию подлежавшие призыву стали скрываться в лесах. Прибывшие в село красноармейцы объявили, что каждый десятый житель будет расстрелян, если люди не расскажут, куда сбежали призывники. Безуспешно.
Тогда было решено: отца Платона и двух прихожан расстрелять на страх другим, а остальных отпустить.
Около двух часов дня приговор был приведен в исполнение. В версте от храма, в небольшом лесочке отец Платон был убит. Смерть была мгновенной: одна пуля попала в сердце, другая — в правое легкое. Встретил смерть отец Платон мужественно, со сложенными крестом на груди руками.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/584/1474139177.pdf
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский.
День памяти 9 августа.
Мужественный и прямолинейный, он отличался резкой бесстрашной прямотой. Сильнейший проповедник, ревностный пастырь.
Основные вехи жития владыки можно условно разделить надвое: служение на Сарапульской кафедре и настоятельство в Свияжском Успенском монастыре, явившееся на самом деле ссылкой для епископа.
В первом случае (1914-1917гг.) он жесточайшим образом боролся с пьянством и другими пороками общества, чем вызывал раздражение у властьпридержащих, имеющих, очевидно, доход от спаивания народа. Кончилось увольнением владыки на покой и переводом в монастырь.
Во втором случае владыка стал приводить в нормальное русло разнузданное монашеское житие, чем вызвал недовольство части братии, дерзнувшей доносить на своего настоятеля. Положение усугублялось сговором мятежных монахов с новыми властями, поощрявшими безобразия в монастыре; при этом народная любовь к владыке умножалась с каждым днем.
Рост авторитета епископа Амвросия способствовал усилению откровенной травли его властями. На епископа завели дело. Владыка Амвросий подвергся суду не только за свои пламенные обличения бесчинств новой власти против Православной Церкви, но и за чинимые им препятствия к разграблению святой обители. Однако простой люд вступился за пастыря: на суде выступили около 300 свидетелей, из показаний которых выходило, что до прибытия епископа монастырь был до крайности запущен; владыка сразу и круто приступил к искоренению зла, особенно порочных удалил из монастыря, упорядочил церковную службу, всё это вызвало раздражение и месть, следствием чего явился донос на него. Народ же знал владыку как доброго и отзывчивого к бедным пастыря, как проповедника, звавшего людей к прекращению междусобицы, к единению, братству, и взаимной любви. Ни о контрреволюционных речах, ни о контрреволюционных действиях ни один свидетель ничего не знал и не слышал. Владыку оправдали.
Вскоре он снова был арестован за отказ платить "дань" новой власти, которая решила закрыть монастырь, наложив на обитель непомерные налоги. Суда не было. Было личное решение Троцкого: расстрелять.
Из рапорта игумена Феодосия: "... в 7 часов утра Владыку вывели близ станции в поле, где, по рассказам очевидцев, Преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Владыку стащили в яму и присыпали землей."
Ревностный защитник христианской веры, столп Православия, мужественный архипастырь, обличитель безбожия - таким запомнил владыку Амвросия простой православный люд.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/585/1473890736.pdf
|