Священномученик Василий (Аменицкий), священник.
День памяти 20 августа.
Родился в семье священника. По окончании Духовной семинарии служил регентом. Женившись, в 30-летнем возрасте был рукоположен во диакона, через 7 лет – во иерея. В феврале 1930 года семья священника была раскулачена. Отец Василий в течение месяца содержался в тюрьме в Переславле-Залесском. Второй раз арестован в 1937 году, обвинялся в «создании церковно-монархической организации... развале колхозов». Виновным себя не признал. 10 лет лагерей. Срок отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ, где скончался 20 августа 1938 года.
См. http://www.fond.ru/userfiles/person/635/1301658176.pdf
Священномученик Алексий (Воробьев), священник.
День памяти 20 августа.
В юности шесть лет жил при монастыре, был воспитанником преподобного Гавриила (Зырянова), схиархимандрита. Рукоположен во священника в возрасте 33 лет.
В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Отец Алексий остался верен Тихоновской церкви. «Как же я брошу православие и уйду в раскол?» – отвечал отец Алексий на вопросы прихожан. Раскольники запретили его в священнослужении. Впоследствии святитель Тихон лично выразил ему благодарность за стойкость и твердость в православии.
Первый раз арестован в 1924-м.
– Скажите, что вы подразумеваете под вопросами на исповеди: не ходил ли на собрания, митинги, не читал ли развратных книг, против Церкви? (Эти вопросы следователь нашел в записной книжке отца Алексия, изъятой у него при обыске во время ареста.)
– На этот вопрос ответить не могу.
– Не есть ли эти вопросы скрытая агитация против советской власти?
– Эти вопросы действительно есть агитация против советской власти...
Два года на Соловках.
8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города Ногинска.
–Вы признаете себя виновным в том, что среди верующих и своих сослуживцев по церкви вели систематическую антисоветскую агитацию? – спросил следователь.
– Антисоветскую агитацию я никогда не вел, виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Алексий.
Расстрелян на полигоне НКВД Бутово 20 августа 1937 года.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/627/1295115062.pdf
Священномученик Иоанн (Воронец), протоиерей.
День памяти 20 августа.
Рукоположен в священника в 24 года. Служил батюшка в местечке Смиловичи Минской губернии.
В 1930 году он в проповедях высказывался против политики ограбления крестьян, проводимой властями. Это и стало причиной его ареста в апреле 1930 года. После ссылки, которую он отбывал в Чернигове, отец Иоанн вернулся в Смиловичи и снова стал служить в Георгиевской церкви. Его стали часто вызывать на ночные допросы в НКВД, как правило, накануне какого-нибудь церковного праздника.
В 1935 году церковь в Смиловичах закрыли. Батюшка стал служить тайно. Когда началась Всесоюзная перепись населения, он призывал, чтобы люди в анкетах записывались верующими, исповедуя таким образом Иисуса Христа. В июле 1937 года батюшку арестовали. Во время допросов он никого не назвал, виновным себя не признал. Протоиерей Иоанн был расстрелян в праздник Преображения Господня 1937 года.
См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4766.htm
Преподобномученик Афанасий (Егоров), игумен.
День памяти 20 августа.
В возрасте 37 лет монах Афанасий стал келейником митрополита Сергия (Страгородского) и нес это послушание 16 лет - до самой смерти. 26 июня 1937 года игумен Афанасий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Его обвинили в террористической агитации и оказании материальной помощи находящемуся в заключении духовенству.
Из протокола допроса:
– Таким образом, вы являетесь приближенным митрополита Сергия Страгородского?
– Да, митрополит Сергий относился ко мне хорошо, но все же он рассматривал меня в известной степени как своего слугу. Состоя при митрополите, я ведал хозяйственными вопросами, иногда помогал ему на службах в церкви и выполнял другие поручения митрополита.
–По поручению митрополита Сергия вы оказывали материальную помощь репрессированным за антисоветскую деятельность церковникам?
– Да, оказывал – как по поручению митрополита Сергия, так и по своей собственной инициативе.
Поскольку делу придавалось чрезвычайное значение, его разбирала Военная Коллегия Верховного Суда Союза СССР в составе трех судей и секретаря. Заседание проходило 19 августа. После краткого рассмотрения дела судьи вышли для совещания и вскоре вернулись с написанным приговором – «к расстрелу с конфискацией всего принадлежащего ему имущества. Приговор окончательный и ... в исполнение приводится немедленно». В тот же день, 19 августа 1937 года, игумен Афанасий был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/629/1297887843.pdf
Священномученик Димитрий (Миловидов), священник.
День памяти 20 августа.
У батюшки с матушкой было 9 детей. Четверо умерли в младенчестве, двое погибли во время Великой Отечественной, защищая Родину.
Всю жизнь отец Димитрий прослужил в одном храме - Троицком в селе Троицкие Борки. Служил с большой сосредоточенностью, и богослужения проходили очень торжественно. В храме и в алтаре у него был идеальный порядок. Об алтаре священник говорил: «Это наш кусочек рая». В общении с народом был прост, во время исповеди для каждого был любящим отцом, переживая нужды и горести каждого, как свои собственные. Бывало, оставаясь в храме, он плакал, стоя на коленях перед престолом. Уходя рано утром в храм, он по окончании богослужения шел исполнять требы, и домашним редко когда удавалось уговорить его зайти домой пообедать, а приходил он домой поздно вечером. Служил и исполнял требы даже тогда, когда бывал болен.
Первый раз арестован в 30-м. Вместо максимальных двух лет - 8 в ИТЛ. В 33-м освободили: разобрались, что погорячились. Отец Димитрий вновь стал служить в своем Троицком храме. К тому времени народ запугали так, что часто батюшка служил в абсолютно пустом храме. Иногда священника вызывали в НКВД и здесь, запугивая и угрожая, принуждали отказаться от служения в храме. Отец Димитрий, вернувшись домой, рассказывал родным: «Было страшновато, когда они начинали кричать и пытались заставить выполнить их требования. Я в это время старался их не слушать, прося помощи у Бога и Царицы Небесной».
Арестован в 37-м. Его сразу же начали допрашивать, требуя, чтобы он согласился с обвинениями в контрреволюционной работе и террористических настроениях. Отец Димитрий виновным себя не признал и все выдвинутые против него обвинения категорически отверг.
19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Батюшку казнили на следующий день.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/630/1295474690.pdf
Священномученик Михаил (Плышевский), священник.
День памяти 20 августа.
Родился в Минской губернии в семье потомственных священнослужителей.
После окончания Минской Духовной Семинарии он был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма святого пророка Илии. С приходом к власти большевиков отец Михаил арестовывался неоднократно. Ему предлагали отказаться от сана, но не могли запугать его.
В 1937 году батюшку вновь арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в Червенскую тюрьму НКВД. Там он был расстрелян в день Преображения Господня.
См. http://azbyka.ru/days/sv-mihail-plyshevskij
Священномученик Петр (Токарев), иерей.
День памяти 20 августа.
Окончил Духовную семинарию и Демидовский Юридический Лицей, имел степень кандидата юридических наук. В 1910 г. был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным), будущим Патриархом.
Отец Петр был наделен замечательным даром слова. Слушая его проповеди о покаянии, о сохранении верности Христу и Его Церкви, прихожане плакали.
Его дважды арестовывали за “ведение антисоветской агитации, попытку создания контрреволюционной организации и помощь ссыльным церковникам”. В 1937 был арестован в третий раз.
На единственном допросе священник не признал себя виновным в антигосударственной деятельности.
19 августа 1937 г. его приговорили к расстрелу, и в тот же день он принял мученическую смерть.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-petr-tokarev
Священномученик Александр (Хотовицкий), протопресвитер.
День памяти 20 августа.
Родился в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии.
Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию.
По окончании Санкт-Петербургской Духовной академии был направлен в Северо-Американскую епархию в Нью-Йорк. Рукоположен в сан пресвитера в кафедральном соборе в Сан-Франциско.
С 1896 по 1907 годы отец Александр совершал пастырское служение под омофором Святителя Тихона, который высоко ценил его. Отец Александр успешно совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов — униатов, выходцев Галиции и Карпатской Руси. Его трудами созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других городах Северной Америки. Под его редакцией выходили на английском и русском языках «Американский Православный Вестник». Он взял на себя подвижнический труд по строительству нового кафедрального собора в Нью-Йорке, которое было завершено в 1902 году.
С 1914 по 1917 годы отец Александр нёс служение в Финляндии. В августе 1917 года он был ключарём кафедрального Храма Христа-Спасителя в Москве. В трудные годы гражданской войны батюшка был одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона по управлению Московской епархией. В 20-е годы он неоднократно арестовывался. Был в трехлетней ссылке в Туруханском крае.
С 1930 по 1937 год служил в Москве. Осенью 1937 года отец Александр был вновь арестован — на этом имеющиеся документальные сведения прерываются, однако большая часть устных сообщений говорят о его мученической кончине (расстрел). Православная Церковь в Америке почитает его как страстотерпца. Место его погребения неизвестно.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-hotovickij
Священномученик Елисей (Штольдер), диакон.
День памяти 20 августа.
Бухгалтер; во время гонений на Церковь решил посвятить себя служению Господу. В 1920 году рукоположен во диакона. Службу в храме он продолжал совмещать со светской работой. Но в 1924 году начальство узнало, что он является священнослужителем, и уволило его.
Для ареста отца Елисея была собрана целая серия лжесвидетельств.
Арестован в 1937. Мужество и несгибаемая воля - вот с чем пришлось столкнуться следователям. Из протокола допроса (приведен без сокращения):
– Что вас заставило стать церковнослужителем?
– Первая причина – это мое собственное желание, а во-вторых, я еще с детства ощущал в себе призвание быть церковнослужителем и любил богослужение.
– Какие политические соображения у вас имелись при перемене вами образа и рода службы?
– При открытии церкви в поселке Немчиновка я по просьбе прихожан стал церковнослужителем, так как я и раньше был религиозен, и хотя и был в то время на советской работе, а дал свое согласие служить в церкви, так как это соответствовало моему желанию.
– Следствием установлено, что вы занимались контрреволюционной агитацией, дайте по этому поводу показания.
– Хотя я человек не вполне лояльный к советской власти, но антисоветской агитацией не занимался.
– Следствием установлено, что вы в 1933 году при закрытии церкви в поселке Немчиновка оказывали активное сопротивление. Дайте по этому поводу свои показания.
– В период закрытия церкви я никакой агитации не вел, а действовали мы вполне организованно, проводя собрания верующих, на которых обсуждался вопрос сохранения церкви; ходатайствуя перед Моссоветом, мы в течение двух недель церковь не закрывали.
– Свидетель обличает вас в том, что вы в беседе с ним в декабре 1936 года вели контрреволюционную агитацию, предрекая гибель советской власти. Почему вы это скрываете от следствия?
– В декабре 1936 года я с этим свидетелем не встречался и каких-либо контрреволюционных разговоров не вел.
– Какие у вас имелись разговоры в отношении политики существующего строя?
– Вопросы политики меня не интересуют, и каких-либо разговоров политического характера я ни с кем никогда не вел.
– Свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии высказывали свое мнение о несостоятельности советского строя в августе 1936 и в июле 1937 года. Почему вы это скрыли от следствия?
– С этим свидетелем у меня таких разговоров не было, хотя я с ним и встречался, но эти встречи были в 1933 году.
– Другой свидетель показал, что вы агитировали его в день 1 мая не ходить на первомайскую демонстрацию, а идти лучше в церковь.
– Этого свидетеля я знаю, встречи у меня с ним были, но каких-либо разговоров с ним у меня не было.
– Тот же свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии вели пораженческую агитацию, предсказывая гибель советской власти.
– Опять повторяю, что бесед у меня с ним никогда не было, в частности и тех, о которых он показывает.
– Признаете ли себя виновным в контрреволюционной деятельности?
– Виновным себя в каком-либо контрреволюционном преступлении я не признаю.
Расстрелян в Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/634/1295641105.pdf
Священномученик Николай (Шумков), иерей.
День памяти 21 августа.
Первый раз отца Николая Шумкова арестовали в 1929 году за «неуплату госсбора по землеустройству». Второй арест состоялся в 1931 году. В этот раз богоборческие власти придумали еще более абсурдное обвинение: «невыполнение мясопоставок». Третий и последний арест состоялся 14 августа 1937 года. Отец Николай был обвинен в «активной к/р деятельности, систематическом распространении слухов о скором развале колхозов и падении Советской власти», также в обвинении говорилось, что обвиняемый, говоря о власти «называет ее грабительской, доказывает о голоде и наличии принудительного труда». Виновным себя он не признал.
19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила иерея Николая Шумкова к высшей мере наказания – расстрелу. 21 августа приговор был приведен в исполнение.
Подробнее см. http://alchevskpravoslavniy.ru/
Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский.
День памяти 21 августа.
С ранних лет его отличало исключительное благочестие и любовь к Святой Церкви.
Учась в Киевской Духовной академии принял монашеский постриг.
Владикавказ, Кутаиси, Кишинев, Киев, Симферополь - вот география служения владыки.
1929-1932. Арест, ссылка, тиф, тюремная больница.
С 1932 года - управляющий Костромской епархией. На его глазах осквернялись и разрушались храмы и обители, пылали костры из икон, богослужебных книг и облачений, подвергались поруганию православные святыни. В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, уникальный архитектурный памятник, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Однако сама всероссийская святыня, перед которой благоговейно склонялось не одно поколение благочестивых русских людей, в том числе и святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, была спасена стараниями богомудрого архипастыря.
В ночь на 4 декабря 1936 года, после служения всенощного бдения под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Никодим был вновь арестован. Следствие по его делу длилось более двух лет. В течение всего этого времени святитель находился в тюрьме, подвергаясь издевательствам, пыткам, многочасовым ночным допросам. 21 августа 1938 году на семидесятом году жизни истерзанное сердце святителя Никодима остановилось. Он отошел ко Господу как истинный подвижник и мученик, защитник веры и благочестия, ревностный архипастырь Православной Руси.
Подробнее см. http://alchevskpravoslavniy.ru/
Преподобномученик Иосиф (Баранов), иеромонах.
День памяти 21 августа.
Родился в 1861 году. Известно, что он служил на подворье Ярославского Толгского монастыря в городе Рыбинске Ярославской губернии, и даже выполнял обязанности заведующего этим подворьем. 20 августа 1918 года отец Иосиф был увезен с подворья и на следующий день был найден убитым на реке Черемхе. Сведения о том, что он был расстрелян богоборческой властью, поступили в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь при Священном Соборе от членов Ярославского Епархиального совета. Преподобномученик Иосиф был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, указом Священного Синода от 17 июля 2001 года.
См. http://azbyka.ru/days/sv-iosif-baranov |