Преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах.
День памяти 12 сентября.
Военно-оперативный штаб по борьбе с контрреволюцией в июле 1918 г. потребовал от настоятеля немедленно командировать священника для служения в селе Красногорском. В силу этого безапелляционного требования для служения при Спасской церкви села Красногорского был командирован 45-летний иеромонах Аполлинарий, так как местный священник, отец Александр Чернавин, был арестован, а после освобождения большевики запретили ему служить. Село Красногорское находится недалеко от села Меркушино, в котором есть Симеоновский храм с могилой праведного Симеона Верхотурского. Окончив служение при церкви в селе Красногорском, Аполлинарий отправился в Меркушино помолиться на могиле Угодника Божьего. В Меркушино отца Аполлинария арестовали и отправили под арестом в Верхотурье. На следующий день, 30 августа/12 сентября 1918 г., иеромонах был зверски убит. Его закололи штыками недалеко от г.Верхотурья и там же зарыли тело. Иерейский крест, снятый с убитого священника, палачи передали настоятелю монастыря. Только по освобождении города от большевиков тело Аполлинария было найдено и привезено в монастырь, где с подобающей честью 5 октября 1918 г. мученик был погребен на монастырском братском кладбище.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-apollinarij-mosalitinov
Священноисповедник Петр (Чельцов), протоиерей.
День памяти 12 сентября.
С матушкой жили как брат и сестра, воспитывали приемную дочь Марию. Духовным отцом матушки был Оптинский старец Нектарий. В один из приездов благочестивой четы старец Нектарий снял икону «Утоли моя печали» и, вручая ее матушке, сказал: «Вот вам, мои дорогие, мое благословение. Скоро начнутся ваши академии». Только после ареста отца Петра стал понятен смысл этого дара.
СЛОН. Соловецкий лагерь особого назначения.
Затем ссылка. Потом опять концлагерь. И снова... И опять... В 49-м он, 61-летний старец, был арестован в шестой раз. До 56-го он был под надзором МВД.
Но все эти репрессии никак не отразились на пастырском служении батюшки. К нему шли, ехали на поездах, летели на самолетах; ему писали письма, просили о молебнах. Безотказный, он трудился на износ. Его ЛЮБИЛИ. Он платил тем же.
Отец Петр жил с Богом, в Боге и под Богом, говоря словами святого праведного Иоанна Кронштадского. Это был духоносный, прозорливый и мудрый миротворец. Приедет к нему кто, и рассказывать ничего не надобно – насквозь видел каждого.
Накладывая на больное место епитрахиль или руку, отец Петр говорил: «Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит». И Господь исцелял по молитвам праведника.
Когда отец Петр стал совсем стареньким, он все равно продолжал служить в церкви, его под руки приводили домой после службы, и он, сидя в кресле, с закрытыми глазами продолжал беседовать с людьми. Староста, Мария Тимофеевна, бывало, скажет ему: «Батюшка, хватит, отдохните». Он отрицательно покачает головой: «Я выполняю свой долг, скоро буду отдыхать».
Летом 1972 года батюшка сильно заболел. Во время болезни он ежедневного причащался. Отошел ко Господу отец Петр 12 сентября 1972 года. На чин погребения съехалось огромное количество священнослужителей из разных епархий. Возглавил службу архиепископ Владимирский и суздальский Николай. Народу было больше чем на Пасху: все хотели проститься с любимым пастырем. Парализованную матушку несли за гробом на носилках. Утешить ее не мог никто. Она умерла через три месяца на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Похоронили батюшку за алтарем храма, в котором он служил; матушку - слева от алтаря. Она считала себя не достойной погребения вместе с мужем: "Отец Петр у Престола стоит, а я недостойна..." Эти слова матушка сказала после смерти священника.
Мученик Феодор (Иванов), мирянин.
День памяти 12 сентября.
Ребенком Федя прислуживал в соборе; холодный был собор, Федор часто простужался. В 13 лет заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом – паралич обеих ног. Это болезнь была с ним до смерти. А когда Феде было 16, умер отец. Мама осталась с 10 детьми одна, младшему - 9 месяцев.
Всё в жизни Феодор принимал как из руки Божией. За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Посещали его настоятель Марфо-Мариинской обители о.Митрофан Серебрянский и о. Георгий Скрипка. Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник.
В 37-м власти предупредили: не перестанет идти народ - арест. Не перестал.
Вскоре к нему пришли с обыском – забрали книги и переписку. Вечером его навестила сестра. Феодор был радостный и спокойный.
– У тебя сегодня кто-нибудь был? – спросила Евгения.
– Были. Они очень скоро снова придут.
Сотрудники НКВД пришли через несколько дней.
На носилках доставили мученика в тюрьму, там бросили на койку лицом к стене, запретив любые разговоры.
Ни одного допроса, ни одного свидетельского показания. В деле была одна справка: характеристика, написанная председателем уездного совета:
"...Иванов является фанатиком религиозником, квартира которого является очагом, готовящим подготовку к вооруженному восстанию против советской власти, в чем принимал активное участие и сам Иванов... выдает себя за святого, под видом чего к нему приходят служители культов и всякая контрреволюционная банда..."
На основании этой бумажки мученика Феодора расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/753/1285267112.pdf
Преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит.
День памяти 12 сентября.
В 21 год попросил у родителей благословения на иноческий путь, которое и получил; однако монашество пришло к нему не сразу: настоятель монастыря благословил молодого человека сначала окончить институт. Душа его не желала ничего земного. Сдав последние экзамены в институте, не дожидаясь получения диплома и не заезжая к родителям, Александр отправился в Зосимову пустынь. Игумен принял его, как и обещал. В постриге он получил имя Агафон.
На каких бы послушаниях он ни трудился, никогда не прерывал внутренней духовной работы. Внимательный ученик строгого старца, он воспитывал себя в нищете духовной, в строгом иноческом делании.
Таким же внимательным отец Агафон был и в руководстве другими. Одна из его духовных дочерей писала: "Батюшка считал важным, чтоб мы следили за своими чувствами, мыслями, поступками, за своей душой, чтобы, начиная с того момента, как мы встали, мы отдавали себе отчет в том, что было не как должно." Молодых девушек он готовил к монашеству.
В 29-м отец Агафон принял схиму с именем Игнатий.
В 35-м его арестовали. Сотрудники НКВД написали: "Архимандрит Агафон, разыгрывая из себя юродивого (искусственно трясет руками)*, среди верующих пользовался авторитетом прозорливца и блаженного, имеет большое количество последователей (духовных детей), которые находятся под его полным влиянием..."
Врачи признали его очень больным человеком. Несмотря на это отца Игнатия приговорили к 5 годам лагерей. Он попал в Саровский лагерь. Оттуда батюшка писал духовным детям: "Наконец, после долгого странствования, я на месте, которое указал нам Господь: я в Сарове, в стенах бывшей обители! Слава Богу за все случившееся...! С Ним везде хорошо, и на Фаворе, и на Голгофе!" Из лагеря отец Игнатий не вернулся. Он отошел в светлые Христовы обители 11 сентября 1938 года.
______________________________
* Данное явление было следствием болезни Паркенсона, которой страдал преподобномученик.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/754/1295642180.pdf
Преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня.
День памяти 12 сентября.
В миру Елизавета Александровна Ярыгина - родилась в 1879 году в селе Сафроново Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область, Ленский район) и происходила из крестьянской семьи. Она поступила послушницей в Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь (Яренский уезд, Вологодскоая губерния), а в 1918 была пострижена в монахини. После закрытия монастыря она служила псаломщицей в Сретенской церкви села Выльгорт Сыктывдинского района республики Коми. 4 августа 1937 года матушка Елизавета была арестована с обвинением в «активной контрреволюционной деятельности и распространении слухов о скором развале колхозного строительства и советской власти». Виновной себя она не признала. Тройка при УНКВД Коми АССР приговорила монахиню Елизавету (Ярыгину) к высшей мере наказания. 12 сентября 1937 года монахиня Елизавета была расстреляна недалеко от города Сыктывкара. Преподобномученица была причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года.
См. http://azbyka.ru/days/sv-elisaveta-jarygina
Священномученик Петр (Решетников), священник.
День памяти 12 сентября.
Отец Петр Решетников был священником церкви села Ерши Осинского уезда Пермской губернии. 11 сентября 1918 года после жестоких пыток и издевательств батюшка был расстрелян красноармейцами. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученик Петр был прославлен в лике святых.
См. http://azbyka.ru/days/sv-petr-reshetnikov
Священномученик Павел (Малиновский), пресвитер.
День памяти 12 сентября.
Талантливый законоучитель, он возглавлял в течении жизни целый ряд духовных учебных заведений. Благочинный. Замечательный пастырь. За безупречную службу был отмечен множеством церковных наград.
После 35-го года служить стало негде: закрыли последнюю церковь.
Привлекался к ответственности шесть раз; последний - в 1937. Обвинение: «систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в деревне Казанский Иб». Именно эта церковь была местом последнего служения отца Павла.
Батюшку приговорили к расстрелу.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-pavel-malinovskij |