Русские войска под командованием Брюса вынудили к сдаче Кекскольм (древнерусскую Карелу).
Крепость Корела с XII века была форпостом русских земель на границе со шведскими владениями, неоднократно отбивала нападения и несколько раз была взята. В последний раз это произошло в 1611 году, когда после 6 месячной осады крепость пала, и эти земли отошли к шведской короне. Рядом со средневековым замком шведами была построена более современная бастионная крепость, и город был переименован в Кексгольм.
В начавшейся Северной войне, Петр I собирался предпринять осаду Кексгольма еще весной 1704 года; однако вскоре отправленные на Карельский перешеек войска были стянуты к Нарве, и осаду отложили.
В 1709 году обстановка неожиданно изменилась – главная армия Карла XII была разгромлена под Полтавой, угроза вторжения в Россию миновала, и у Петра I освободились силы для атаки шведских владений на балтийском побережье. Уже в июле 1709 г. войскам Б.П.Шереметева было приказано отправляться к Риге; осада началась в октябре 1709 года и закончилась в июле 1710. После падения Риги, русские полки осадили и взяли крепости Ревель (Таллин), Пернов (Пярну) и Аренсбург (Курессааре). Отдельным фронтом действовали русские войска под командованием генерал-майора Ностица в Польше - в феврале 1710 года ими была взята штурмом крепость Эльбинг (Эльблонг).
На северном направлении активные действия начались весной 1710 года. В марте войска Ф.М.Апраксина были посланы из Санкт-Петербурга под Выборг, осада длилась до июня и увенчалась сдачей города. Участвовавшие в выборгской осаде полки генерал-майора Р.В.Брюса отправились на восток, чтобы атаковать Кексгольм. Роман Вилимович Брюс был обер-комендантом недавно построенного Санкт-Петербурга, по должности он принимал активное участие в обороне города и был знаком с театром военных действий на Карельском перешейке.
8 сентября договор о сдаче города и замка был заключен, и русские полки вступили в крепость. Шведский гарнизон получил право уйти в Нейшлот (Савонлинна) со своим мундиром и оружием, однако «без знамен и полковой музыки» (лишение этих регалий символизировало, что гарнизон оборонялся не слишком активно и не имел шансов получить подкрепление). Петр предписывал Брюсу отпустить гарнизон после того, как шведы помогут русским солдатам восстановить разрушенный город.
Несмотря на предоставленную возможность уйти вместе с комендантом Кексгольма на шведскую территорию, часть солдат гарнизона предпочла вернуться к крестьянской жизни или перейти на русскую службу. В качестве трофеев осаждающим достались 77 бронзовых и чугунных пушек и 7 мортир. Р.В. Брюс за взятие Кексгольма получил звание генерал-лейтенанта.
|